Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Ралли дружбы: От Екатеринбурга до Устюрта

Возложением венков у Вечного огня в Актобе и Алге завершился международный ралли-рейд Екатеринбург — Устюрт — Актобе — Алга. Автопробег по территориям восьми областей России и Западного Казахстана был посвящен 20-летию Независимости Казахстана, Дню Великой Победы и 50-летию присвоения Алге статуса города.

Хороший знак

Организаторами необычного мероприятия выступили Уральский общественный фонд содействия медицине из Екатеринбурга и ОО «Союз журналистов Актобе «Четвертая власть». Учитывая благородные цели ралли, руководство ТОО «Шамшырак-Актобе» сочло нужным направить своего корреспондента в двухнедельное турне.

Маршрут ралли пролегал по дорогам Свердловской, Челябинской областей, Башкирии, Оренбургской области Российской Федерации. Через таможенный пост «Илек» внедорожники проследовали на территорию Казахстана. Попутно отмечу: сейчас проезд границы между нашими странами занимает гораздо меньше времени, чем раньше. И этот факт только подчеркнул сближение народов наших стран.

В состав экспедиции вошли руководитель ралли с российской стороны, председатель Уральского общественного фонда, фотограф, путешественник, врач, бывший алгинец Виктор Зайковский, кандидат химических наук Александр Никольский с сыном Дмитрием. Казахстан представлял корреспондент «АВ» в качестве соорганизатора ралли, переводчика, пресс-секретаря, фотографа и штурмана. «Ударили мы автопробегом по бездорожью» двумя экипажами на внедорожниках «Хонда» и «Хюндай». Из-за различных обстоятельств не смогли принять участие в автопробеге еще два экипажа — из Москвы и Оренбурга. Но ралли все равно состоялось.

Мы следовали по намеченному маршруту, сверяя направление движения по карте и спутниковому навигатору. Забегая вперед отмечу, что этот прибор не раз выручал нас в безлюдной степи и пустыне.

Наверное, нет смысла подробно рассказывать о тех участках маршрута, где были асфальтированные дороги. Ведь впереди нас ждало, как мы предполагали, бездорожье, а значит, настоящие испытания. Но об одном обстоятельстве все же надо рассказать. Едва мы выехали из Уральска в сторону Атырау, последовала незапланированная остановка: россияне увидели в степи тюльпаны. Настоящее море красных цветов мало кого оставляет равнодушным, хотя для нас эта картина достаточно привычная, но, оказывается, некоторые из наших гостей впервые увидели ее. Отмечу, что ни одного цветка россияне не сорвали — только сфотографировали. Казахстанская степь встретила нас цветами, и мы расценили это как хороший знак.

Далее был Атырау. Там мы побывали на главной площади города — площади Исатая и Махамбета, встретились с журналистами местных газет и снова в путь: через Кульсары, Бейнеу, Сайотес — на плато Устюрт. Встречались и с журналистами районных газет.

У самого синего моря

Из дорог Мангыстауской области, наверное, самый разбитый участок был от Бейнеу до Шетпе. Бывший грейдер, из дороги превратившийся в непонятно что, не позволял передвигаться со скоростью, превышающей 40-50 километров в час. И так на протяжении 300 километров. Ну и, конечно, вездесущая пыль, рытвины и застаревшие следы буксовавших вдоль трассы большегрузных машин. Если бы мы знали, что это еще не самое трудное испытание, ожидавшее нас…

Но не это главное. В числе целей ралли-рейда были встречи с людьми, знакомство с памятниками истории, посещение обелисков и памятников героям войны, изучение достопримечательностей, экологических проблем, возможностей прокладки туристских маршрутов, создание портфолио увиденной местности по маршруту для сайта.

И все это участники ралли-рейда постарались выполнить. Не обошлось, правда, и без экстрима. По дороге в Форт-Шевченко свернули влево к Каспийскому морю, которое находилось в 5-6 километрах. Ехали темной безлунной ночью и ориентир держали по навигатору. Внезапно освещаемая светом фар земля стала сокращаться и впереди неожиданно появилась стена абсолютной мглы. Виктор резко дал по тормозам. Остановилась и вторая машина. Дул сильнейший ветер. Мы вышли, чтобы посмотреть дорогу. В 2-3 метрах от бампера нащупали обрыв. Пришлось заночевать в машине. А утром, к нашему ужасу, мы увидели, что наши автомобили находятся у края обрыва на высоте 10-этажного дома на крутом берегу Каспия. Об этом случае, честно говоря, и вспоминать не хочется.

«Мекка для туристов»

Основная часть ралли-рейда прошла по территории плато Устюрт. Это, как сказал Виктор, «Мекка для туристов». Более точно не скажешь. И в этом мы убедились сполна. Здесь очень много памятников, охраняемых государством, — как культовых, так и природных. Все они отмечены на придорожных указателях единой формы. Много святых мест — в этом краю похоронены более 260 святых. Для нас же открытием стало то, что помимо знаменитой подземной мечети Бекет ата, в этой области есть немало других подобных культовых сооружений. В этнографическом музее на горе Отпан тау мы видели даже карту подземных мечетей Мангистауской области, на которой отмечены около двух десятков таких объектов!

Раз уж зашла речь об этой горе, то надо сказать, что она является самой высокой точкой не только плато Устюрт, но и всей области — 562 метра над уровнем моря. На ее вершине покоится прах Адай ата и двух его сыновей. Захоронение датируется 15-16 веком. Усилиями авторитетных людей из доминирующего в этой местности рода здесь создан настоящий мемориальный комплекс, который становится еще одним центром паломничества туристов. На автостоянке мы видели множество припаркованной техники из разных регионов нашей страны, ближнего и даже дальнего зарубежья.

И рыбалка, и отдых

Ну и совершенно особо надо сказать о природе этого сурового, но очень красивого края, жизненном укладе местных жителей. Во многом он обусловлен таким сокровищем, как седой Каспий, рыбные запасы которого продолжают кормить оставшихся здесь рыбаков. Но, признаемся, масштабы рыбного промысла уже далеко не те. Вдоль берега моря (а мы проехали около семидесяти километров от Голубой бухты далеко за мыс Жыгылган) то тут, то там стоят развалины бывших рыбацких поселков. Сама береговая линия взята в длительную аренду предпринимателями, которые, поставив вагончики, закупив лодки, сети и наняв рыбаков, возят улов на продажу в Актау.

За два дня, проведенных в гостях у рыбаков Мукана и Жени, мы не только изучили прилегающую местность, но и вдоволь наелись кефали. Той самой, которую шаландами привозил в Одессу Костя-моряк из песни. Заодно и узнали, что она собой представляет. Очень вкусная, надо сказать, рыбка. В это время можно ловить только частиковые породы, а из них в сети попадали лишь кефаль и сельдь. Попался один раз небольшой осетр, но мы полюбовались на него, и ребята выпустили его обратно в море — на Каспии действует запрет на ловлю осетровых.

Побережье обживают не только для рыбного промысла, но и для отдыха. На мысе Жыгылган мы побывали в гостях у Жени Кима. Его участок обустроен всеми благами цивилизации. Одно плохо — питьевая вода привозная. Зайдя в его домик, попадаешь в привычную атмосферу современного жилища. Вплоть до кондиционера и душевой кабины. Чувствуется дизайнерская рука. Дорожки выложены камнями, установлена подсветка. Здесь предприимчивый Женя не только ловит рыбу, но и принимает российских туристов, увлекающихся дайвингом — подводной охотой. И незачем ездить в Египет или в другие страны, чтобы получить свою долю адреналина и положительных эмоций.

Нереальный мир

Мы их получили, обследуя находящийся рядом Жыгылган — место огромного горного провала, случившегося здесь в незапамятные времена. Представьте беспорядочное нагромождение скал, утесов, камней самых причудливых форм и разных размеров. Даже не обладая творческим воображением, любой может увидеть здесь скалу-гриб, скалу-лошадь, скалу-слона и других животных. А можно увидеть и развалины древних замков, как будто бы построенных когда-то в эпоху инков. Все это сотворили дожди, ветра и время. Здесь понимаешь, почему узкие тропки принято называть козьими. В Жыгылгане, объявленном заповедной зоной, под охраной государства обитают архары, следы пребывания которых мы встречали на каждом шагу. Есть здесь, говорят, и пещера с древними наскальными рисунками, но нам не удалось найти ее без местного проводника.

Все это расположено в низменности глубиной примерно около ста метров, вокруг которой возвышаются отвесные скалы, образующие окружность радиусом около десяти километров. Осмотрели мы эту картину и сверху с высоты. Это было непередаваемое зрелище, захватывающее дух и заставляющее забыть о том, что где-то существует реальный мир.

Встреча с «англоказахом»

В городе Форт-Шевченко, находящемся в ста километрах от Актау, мы ознакомились с местными достопримечательностями — памятником жертвам репрессий и мемориалом батыров Исы и Досана. Затем провели экскурсию по двум музеям — этнографическому и Тараса Шевченко, отбывавшего здесь царскую ссылку. Побывали мы и в примыкающем к Форт-Шевченко порту Баутино, основанному когда-то российским рыбопромышленником Захаром Губским и ставшим форпостом Российской империи в конце ХIX века. Название свое, однако, порт получил в честь первого председателя поселкового совета Алексея Баутина, памятник которому стоит в порту. Сохранились дома Губского и его дочери, таблички на которых гласят, что они также охраняются государством.

В Баутино нам пришлось заночевать. Номера в гостиницах, рассчитанных на сотрудников иностранных нефтяных компаний, очень дороги — до 25 тысяч тенге в сутки. Но руководитель гостиницы «Терминал», менеджер Юрий Ким, связавшись с директором Трофимом Кимом, пустил нас переночевать за совершенно символическую плату. Все это случилось после того, как он узнал о благородных целях ралли-рейда. Пока стояли у гостиницы, разговорились с проходившим мимо мужчиной славянской внешности. Наш «славянин» оказался англичанином. Он строит на море суда на воздушной подушке и живет в Баутино уже семь лет. Более того, Джон женился на казашке. Это чувствовалось по его речи. Он бодро сыпал мешаниной слов, в которой находилось места английским, русским и казахским выражениям. Причем, частенько он вставлял нецензурщину на всех трех языках. Это было так комично, что мы укатывались от смеха при общении с ним. Узнав о цели нашего путешествия, он одобрительно сказал: «Это очень интересно, очень хорошо».

Война была рядом

На обратной дороге в Актюбинскую область мы узнали о том, что на границе Атырауской и нашей областей есть гора Иманкара, в пещере которой был обезврежен командир десантной группы из Туркестанского легиона, заброшенной абвером в годы войны для подрывов нефтепромыслов. Упустить возможность найти эту пещеру было нельзя, поэтому экспедиция на 100 километров отклонилась от маршрута, чтобы попасть туда. Мы нашли ее, обследовали и сфотографировали и позже расскажем об этой малоизвестной страничке истории войны, происходившей рядом с нашей областью.

Почти два дня наша экспедиция провела на плато Актолагай в Байганинском районе, изучая знаменитые красивейшие меловые горы. Ночевали как обычно, в палатках. Посмотреть, действительно, есть на что. Природа и здесь дала полет своей фантазии: красота неописуемая! Если бы не огромное расстояние от мест цивилизации, то сюда вполне можно было бы проложить туристический маршрут. И здесь был экстрим в виде ядовитых змей и скорпионов.

«Автодром»

Все «прелести» глубинки мы почувствовали на себе. От Актолагая до точки Бесбай расстояние 90 километров. Водители нас поймут, если мы скажем, что семь часов мы ехали на первой скорости по абсолютному бездорожью, местности, испещренной многочисленными канавами. Бортовой компьютер джипа показывал расход топлива 30 литров на 100 километров. Этот природный «автодром» для испытаний длился почти 10 километров. Мы шли без дорог, по навигатору, а он не мог показать, какие еще препятствия нам предстоят. Была опасность растратить весь запас горючего и остаться в степи. Но мы все же дотянули до Бесбая, первого населенного пункта Актюбинской области при въезде из Атырауской области.

Дома!

В Бесбае нас гостеприимно встретил фермер Максим Ажигулов. Здесь россияне впервые попробовали шубат и многие другие казахские молочные продукты, которые им очень понравились.

Дальнейшей проблемой стала нехватка бензина. Поделив на две машины остатки бензина из последней канистры, мы все-таки добрались до райцентра Байганинского района — села Карауылкелды — и первым делом проследовали на АЗС.

А потом была поездка по ровной, прямой и твердой автотрассе до Актобе, которую, после наших приключений, иначе, чем автопрогулкой, не назовешь. И, что удивительно, в районе Кандыагаша, вдоль трассы, нас опять встретили поля тюльпанов.

Вот так, посвятив ралли трем событиям, его участники пронесли символику 20-летия Независимости Казахстана и Дня Победы по территории РФ и четырех областей РК, преодолев в общей сложности четыре с половиной тысячи километров.

Возвращаясь же к началу повествования, добавлю, что после возложения венков при поддержке местных властей участники ралли-рейда посадили саженцы в Актобе и Алге. В парке имени Первого Президента Казахстана появилась еще одна аллея из березок, которые наши российские друзья высадили вместе с журналистами телекомпании «Қазақстан-Ақтөбе», газет «Эврика», «Ақтөбе» и «Актюбинский вестник». А в Алге участники ралли-рейда посадили именные деревья вместе с участниками Великой Отечественной войны. Достойное завершение двухнедельного путешествия!

Мирал ДЖАРМУХАМБЕТОВ

Колонка "Взгляд"