Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Сладкий холод: трудности выбора

Что нового можно рассказать о летнем продукте № 1? Всеми любимое мороженое сейчас в избытке, ассортимент до того разнообразен и широк, что иногда сложно сделать выбор. Что предлагает рынок, по каким ценам и как не набрать лишний вес, увлекшись десертом, – в нашей Главной теме.


Славу советского мороженого определял ГОСТ 117-41. Этот жесткий стандарт не допускал наличия консервантов, срок натурального продукта ограничивался неделей. Партию снежного лакомства оценивали по 100-балльной системе. Любое отклонение от вкуса, цвета или запаха считалось браком.


Вкус детства

Редкий человек откажется в жару от охлаждающего изделия. Несмотря на то, что сладко и липко, вкус обжигающе холодный, этот продукт – то, что надо в летний зной, так что равнодушных к лакомству нет.
Мороженое – продукт вне времени, моды на него нет. И все же производители каждый раз удивляют палитрой новых вкусов, видов и сортов, представленных на любой карман и запрос потребителя.
Еще это символ и вкус детства, непременно связанный с веселыми и радостными событиями – походами в парк с родителями, днями рождения, вечерами с друзьями, пляжем. Магия момента, когда ты держишь в руке долгожданное лакомство, просто непередаваема. Один вид пробуждает вкусовые рецепторы, мы становимся счастливыми и беззаботными.
В моем детстве ассортимент не изобиловал, но менее желанным от этого не был. Наоборот в карусели видов десерта из пирожных, тортов и мороженого выбор всегда оставался за последним.
Каким взрывом новых вкусов готовы удивить избалованного потребителя производители и поставщики ледяного счастья, мы попытались узнать, изучив рынок производства молочного продукта.

Главный мороженщик региона

Местный производитель мороженого в большом ассортименте – ТОО «Айс-плюс» – конкуренции не боится. Технологии позволяют экспериментировать со вкусовыми начинками.
– Производство молочных продуктов никогда не стоит на месте, все время меняется, – утверждает главный технолог ТОО «Айс-плюс» Алена Крекотень. – Это касается в том числе замены оборудования, стандартов вкуса и качества. В прошлом привкус ледовых крошек считали обязательной нормой в мороженом, в современном производстве это относится к дефектам. Технологии позволяют жировым шарикам при заморозке равномерно соединяться со льдом, чтобы не ощущать хрусткости, но чувствовать нежный мягкий вкус.
Чтобы быть конкурентоспособными, постоянно изучаем рынок, наши специалисты проходят обучение и повышают квалификацию, в ходе выездных семинаров в том числе.
Кстати, наша компания входит в Союз мороженщиков РФ. Мы изучаем новые методы, технологии, тесно сотрудничаем и с европейскими производителями, обмениваемся опытом.
Мороженое тоже проходит проверку временем, некоторые виды могут быть в тренде, некоторые остаться незамеченными. Это фронт работы маркетологов. Голубое мороженое, или «Bubble gum», со вкусом жевательной резинки долго лидировало и занимало одну из ведущих позиций. Сегодня в моде вкус малины, соответственно, индустрия работает над приданием аутентичного цвета и вкуса.
Присутствие красителей будет всегда, чтобы палитра была ярче, но используются только те, что одобрены Таможенным союзом. С недавних пор наше ТОО каждые полгода сдает в облдепартамент санитарно-эпидемиологического контроля результаты внутреннего контроля качества, а также оценку сторонних лабораторий, так как продукция проверяется Национальным центром экспертиз и сертификации.
Производство нового вкуса – всегда проверка для изготовителей, естественно, без рисков не обходится, мы убедились в этом на собственном опыте. Например, производство мороженого из творога и йогурта оказалось нерентабельным. Вкус не удовлетворил потребителя.
К слову, ТОО заключило договор с фермерами о сдаче в их хозяйства продукции с истекшим сроком годности для корма скоту.
На данный момент Айс-плюс расширяет линейку трех вкусов ТМ «Мартукское» в семейном формате. Пока на стадии разработки вкус, ингредиенты и дизайн этикетки.

 

Инфографика Михаила ТОКАРЕВА

 

Ложкой шарик зачерпнул

Действительно ли капризны потребители при выборе ледяного продукта? Заменить мороженое лакомство аналогичным продуктом – задача не из легких. В нем могут быть и шоколад, и орехи, посыпки, карамель – индустрия совершенствуется и удивляет.
Обойдя больше десятка придомовых магазинчиков, мы убедились, что ассортимент почти стандартен. От Айс-плюс, продукцию которого узнают по лейблу с белым медведем, до продукции из стран ближнего и дальнего зарубежья. «Снежок», «Дружок», «Ваня Маня», «Белочка», «Кузя» или просто ванильный пломбир цилиндрической формы с яркими этикетками горкой лежат в морозильных камерах. Диапазон цен вариативен, линейка – на любой карман покупателя.
Ответом покупателей на вопрос о предпочтении мороженого и его составе стали красноречивые пестрые обертки в продуктовой корзинке.
– В основном берем для детей сливочное мороженое разного производителя, все же орехи, шоколад и прочие добавки аллергенны, – ответила одна женщина у кассы.
Другого покупателя интересовал вопрос цены. Чем дешевле продукт, тем проще купить для оравы детей.
В парках вереницей стоят домики, прилавки, манящие разноцветьем и разнообразием мороженого. Предлагают в основном шарик в рожке. Вкус зависит от добавок. В качестве довеска предлагают топпинг (сладкий соус) либо посыпку.
Продавцы легко идут на контакт. Они предлагают продукцию местных производителей и из Башкирии, Санкт-Петербурга, соседнего Оренбурга.
Продавщица с восточным именем Мехрибан бойко орудовала возле аппарата, в который, по ее словам, засыпается готовая порошковая смесь для мороженого с добавлением воды и масла. Заморозка 10 минут, далее работа техники и на выходе – мороженое в вафельном стаканчике, который выпекается тут же при вас. Цена лакомства – 1 200 тенге.
На вопрос о санитарных книжках, наличии воды для промывки инвентаря, многие отвечали, что санкнижка у работодателя, а воду берут в парке. Главное, наличие ведер и тряпки. Гуляющую публику такие аргументы не волнуют, они беззаботно спешат купить летний десерт.
Размазанные жирным пятном на асфальте следы лакомства и выброшенные надкусанные вафли – это совсем другая тема для разговора.


Торопитесь, а то растает

Райхан КОЙШАНОВА, руководитель ДСЭК:
– Специалистами департамента постоянно ведется мониторинг социальных сетей, отслеживаются обращения, жалобы от потребителей по фактам нарушения реализации просроченных пищевых продуктов, сроков хранения, транспортировки в продмагах, на рынках, в местах общественного питания. Внеплановые проверки проводятся в соответствии с Предпринимательским кодексом, а также по жалобам граждан. Если товар реализуется с соблюдением соответствующих правил и упаковка мороженого без повреждений, то можно покупать такой продукт. Не рекомендуется употреблять талое мороженое. Лучше отдавать предпочтение продукции в супермаркетах, избегая уличных точек продаж без гарантии качества.
Следует избегать заменителей молочных жиров в составе (пальмовое масло имеет неприятный привкус, оставляет налет на языке). Оптимальным выбором для ребенка станет мороженое в брикетах, так как вафельный стаканчик или рожок может содержать вредные компоненты.
Соленый, кислый привкус или горечь свидетельствует об испорченном мороженом. К сведению, молочные жиры тают медленно – так можно определить качество продукта.

Если отравился…

Касымхан ЖАЛТЫРБАЕВ, главный специалист департамента по защите прав потребителей:
– Требования к молочной продукции указаны в техническом регламенте ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции».
При возможности надо воздержаться от покупок мороженого в местах неустановленной торговли и на развес на улицах.
Можно и нужно просить у продавца предъявить медкнижку и документы, подтверждающие безопасность продукции. И обязательно требуйте чек.
В случае отравления можно обратиться к продавцу с претензией вернуть деньги, компенсировать затраты на лечение и возместить моральный вред. Следует написать заявление в органы санитарно-эпидемиологического контроля. Все это возможно лишь при наличии чека. Также потребитель имеет право обратиться к субъектам досудебного урегулирования потребительских споров, в наш департамент, судебные органы.


ПП без молока

Для тех, кому хочется, тем, кто не может без мороженого, но на диете, придерживается ПП или просто снижает вес, производители придумали фишку безмолочным способом с использованием диетпродукта.
Бренд «33 пингвина» (РФ) предлагает десерт с использованием итальянских технологий. Кроме обычного шарикового и брикетного с добавлением ягодного сока, вам могут предложить мороженое без растительных жиров на основе спирулины. По словам продавца Виктории Бочкаревой, линейка органики придется по вкусу тем, кто следит за уровнем сахара в крови и веса в целом. Лакомство без лактозы и на фруктозе в фаворе у спортсменов.
Кстати, название бренда отсылает любознательных малышей к географии проживания этих птиц.
Уже 12 лет на рынке радует ребятню розовый фургончик с надписью «Bambino». Предпринимательница Айнагуль Рабаева приобрела франшизу на изготовление. Продукт разливается через аппараты в вафельные рожки.
Сертификат соответствия – в наличии. Периодические проверки со стороны ДСЭК обязательны, нареканий не было, пояснила она. Вкусы традиционные, но уже полюбившиеся постоянным клиентам: клубничное, шоколадное и сливочное.


Лекарство от жары

Так многие определяют этот продукт, находя в нем спасение в зной, а кому-то он приятен в любое время года. Составляющие мороженого – молоко, сухое молоко, сливки, сахар – обязательно должны быть указаны на этикетке. Мягкое в автоматах в соответствии с техдокументацией требует использования восстановленных смесей, приготовленных из сухих смесей или концентратов на основе свежекипяченой питьевой воды. Нельзя допускать использования сырого непастеризованного молока и сырых яиц.
Мороженое, приготовленное в специальных аппаратах, требует немедленного употребления, хранить его нельзя. Если оно с какой-либо добавкой, неоднородного цвета, это может означать, что при изготовлении массу плохо перемешали с натуральной добавкой или красителем.
Закаленное мороженое изготавливается на производстве путем глубокой заморозки в специальном оборудовании (минус 18 градусов и ниже). При этом температура должна сохраняться на этапах транспортировки, хранения и реализации. Если продукт деформирован, налицо нарушение режима хранения или срок годности на исходе. В торговых сетях обычно реализуется закаленное мороженое.


Как не навредить здоровью?

Гульзира КАЛИКОВА, директор облфилиала Ассоциации врачей эндокринологов РК:
– В мороженом сбалансированы основные пищевые вещества: 4 процента белка, 10-15 процентов жиров и 20 процентов углеводов. Если продукт из натурального молока, то это дополнительный источник кальция и витамина В2. Из-за высокого содержания углеводов дневная порция – не более 100 граммов.
Следует выбирать мороженое с содержанием молока, сливок (пломбир), сливочного масла, какао натурального. Эти ингредиенты обычно пишутся в начале списка.
Как правило, родители не обращают внимания на состав, покупая детям продукты. Мороженое с гидрогенизированными жирами, наличием Е-консервантов крайне вредно для растущего организма.
С какого возраста можно употреблять его детям? Довольно сложный вопрос. Если ребенок на детском питании, то мороженое противопоказано из-за наличия ароматизаторов и красителей. Малышам до года противопоказано однозначно, добавленный сахар не рекомендуется до двух лет. Мороженое нельзя есть тем, у кого сахарный диабет. Из-за легкоусвояемых углеводов.

Арыстан МАМЫРБАЕВ, профессор кафедры гигиенических дисциплин и профболезней ЗКМУ имени М. Оспанова:
– Лето подстегивает нас поедать этот продукт в немереных количествах. С энергетической точки зрения много сахара – много углеводов, с биологической – наличие натурального молока, полноценных веществ. Людям с избыточным весом и диабетикам лишние калории ни к чему, во всем надо знать меру.
Конечно, срок годности обеспечивается пищевыми добавками и консервантами. Чем их меньше, тем натуральнее продукт. Пищевая безопасность должна быть на строгом контроле органов санэпидемнадзора.


От поставщика – к прилавку

Большой выбор сладкого продукта предлагают супермаркеты. Наличие холодильного оборудования служит гарантом грамотного его хранения. Коммерческий директор торговой сети «Дина» Орынбасар Касымов рассказал, что в случае сбоя работы оборудования или его подготовки по санитарным нормам склады магазина обеспечены зоной хранения продукта.
– Товар не сразу попадает на прилавки. Его подсчитывают, создается запас, продукция с маркировкой температурного режима хранится в морозильниках склада. Причем складское оборудование работает на автономном режиме, – пояснил он. – Работаем с дистрибьюторами, а местному производителю отдаем приоритет. Потребительский спрос на тот или иной товар, в данном случае мороженое, определяется маркетинговым отделом до момента введения продукта в продажу.
Осторожности требует каждая новинка, чтобы потом не залежалась на полках и не попала в разряд неликвидов. Служба качества пробует товар, изучает вкус, маркировку, запрашивает сертификат.
Молодежь в выборе свободна, их всегда привлекает новое. Они любят тренды либо раскрученный блогерами в соцсетях бренд. Людям старшего поколения привычна классика, определенный стандарт вкуса. При этом непрезентабельная упаковка не отталкивает от пробы новинки.
Естественно, пик продаж мороженого приходится на лето, поэтому зона торговли требует перемен. Ближе к кассе стоят полки с этим продуктом и прохладительными, что сокращает время поиска товара.
Изымаем из продаж поврежденный при перемещении либо испорченный покупателями товар. Чаще рвут упаковки. Даже при соблюдении срока годности эти продукты не подлежат реализации.


Опрос

Ваши предпочтения

– Радует ли вас ассортимент, цена мороженого в городе? – с таким вопросом мы обратились к прохожим.

Асем Иманалина, мама троих детей:
– Часто берем детям. Мимо этого лакомства пройти равнодушным нельзя ни зимой, ни летом. Цена не всегда критична, потому что ассортимент разный, хочется пробовать новые вкусы.

 

 

 

 


Гульнар Темирзакова:
– Прилавки изобилуют, но предпочтительнее местный производитель Айс-плюс, хотя раньше мороженое стоило дешевле. Вкус актюбинского лакомства оценили даже гости из Алматы.

 

 

 


Лариса Игнатенко, продавец:
– Дорогой сегмент мороженого продается в любом случае. Наш покупатель – в основном дети, а для них есть продукт и по 100 тенге, а также фруктовый лед от 90 тенге. Для себя выбираю порцию сливочного.

 

 

 


Аргазы Арынгазиев, 13 лет:
– Люблю мороженое «Бомба», сливочное и клубничное, оно 250 тенге стоит, вкусное. Видел в магазинах порции за 500 и 900 тенге, думаю, это очень высокая цена.

 

 

 


Над Главной темой работала Нургуль АРИНОВА

Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА

Инфографика Михаила ТОКАРЕВА

Колонка "Взгляд"