Стать доступнее


Государственная служба была и остается престижным местом работы. Она прельщает людей по многим причинам. Для одних это возможность сделать карьеру, другим важно быть приближенными к центру принятия решений, для третьих немаловажный фактор – относительно высокий, стабильный заработок и льготы. Ну и, наконец, четвертых манит ощущение власти.

Корпусы «А» и «Б»

Госслужба в Казахстане делится на две категории – политическую и административную. Последняя, в свою очередь, при бывшем руководителе профильного Агентства Алихане Байменове оказалась разделенной еще на две группы: корпус «А» и корпус «Б».
Думается, нет смысла перечислять, какие должности относятся к политической категории, а какие – к административной. В соответствующем госреестре все четко указано. После 2015 года масштабных реформ не было. Правда, периодически некоторые должности меняются, точнее, переходят из одной категории в другую – это лишь точечные изменения в законе. К примеру, после жалоб акимов регионов в конце минувшего десятилетия вышел Указ Президента РК, переводящий обратно должности акимов районов в статус политических. Правда, позже добавили требования по стажу на госслужбе. Такие же требования установили и к двум другим категориям чиновников – заместителям акимов областей и городов республиканского значения, а также к вице-министрам.

Департамент Агентства РК по делам государственной службы по Актюбинской области отмечает, что только 31 процент, или трое из десяти кандидатов на занятие государственных должностей, получают положительный результат по тестированию.

Тестирование

Основа основ при поступлении на госслужбу в РК – это результаты тестирования. Никто не будет спорить с тем, что это наиболее затруднительный процесс при трудоустройстве в государственный орган. Оказывается, только треть кандидатов его проходит.
По словам руководителя управления департамента Агентства РК по делам госслужбы по Актюбинской области Гульмиры Бисекешевой, при возникновении вакансии каждый государственный орган объявляет конкурс, состоящий из нескольких этапов. После сбора документов начинается первый этап – тестирование на знание законодательства. Затем идет тестирование на оценку личных качеств и собеседование.
– По вопросу тестирования на знание законодательства есть три программы. Первая программа, включающая в себя вопросы по девяти нормативно-правовым актам, предназначена для руководящих должностей. Вторая программа (8 НПА) – это руководящие позиции среднего, а третья – 7 НПА – для низового уровня, – отметила Гульмира Бисекешева.
В тестировании на знание законодательства главное — набрать проходной балл. Для каждой должности он разный. Чем она выше, тем сложнее тест. Помимо этого, есть еще тест на оценку личных качеств. Здесь нижний порог достигает 50 процентов достоверных ответов. В программу включены вопросы по стрессоустойчивости, добропорядочности, оперативности и т.д.
Прохождение обоих тестов дает право принять участие в собеседовании. Но его результат во многом зависит от первого руководителя госоргана. Один знакомый чиновник как-то признался, что воспользовался протекцией будущего руководителя. «Ты мне, главное, бумагу с тестирования принеси, все остальное – за нами», – сказал тот.
Иными словами, еще одна сложность для «претендентов-чужаков» заключается как раз в этом. К сожалению, практика показывает, что чаще всего так называемое собеседование действительно проходят свои люди. Более того, нередко конкурс объявляют только после того, как основной претендент сдаст документы. Небольшой анонимный опрос среди действующих госслужащих только подтвердил это мнение.

К акимам свои требования

По закону доступ на государственную службу открыт для всех, невзирая на национальность, пол и вероисповедание. Правда, есть определенные ограничения по возрасту: не моложе 18 и не старше 63 лет. Также не могут быть приняты на госслужбу признанные судом недееспособные граждане и, разумеется, у кого имеется непогашенная судимость. Но это стандартный шаблон, действующий во всем мире. Здесь вопросов нет. Они возникают, когда речь заходит о типовых квалификационных требованиях, включающих в себя требования по уровню образования, компетенциям, опыту работы. Проблемы возникают именно по последнему пункту.
– Стажа работы на низовые должности, такие как ведущий и главный специалист, не требуется. Достаточно высшего образования. В некоторых случаях сойдет и среднее специальное образование, – говорит Гульмира Бисекешева.
По мнению отдельных специалистов, в настоящее время госслужба несколько закрыта от поступления граждан, не работавших ранее в этой сфере. К примеру, чтобы занять вакантную должность категории D-O-1 (руководитель областного управления), необходимо практически обязательно иметь стаж госслужбы. То же самое и по другим должностям. Есть, конечно, небольшая опция без учета стажа работы на государство. Кроме того, плюсом является ученая степень кандидата или обучение за рубежом. У большинства граждан такого плюса нет.
В минувшем году реализована чрезвычайно важная инициатива – выборы акимов сельских округов. Впервые в Казахстане народ прямым голосованием избирал своих руководителей на местах. Но и к ним были вопросы, поскольку кандидаты в акимы должны иметь стаж госслужбы три года. Разумеется, не каждый активист на селе может похвастать таким опытом, да и в городе тоже. В результате чего отсеялось немало сильных кандидатов.

Хочешь стать президентом? Набирай стаж

Интересно, что для занятия главной должности страны необходимо иметь пять лет стажа на госслужбе.
Разумеется, делается это для того, чтобы отсечь от выборного процесса всякого рода маргиналов и непроверенных лиц. К примеру, с двойным гражданством. Представляете, какой конфуз выйдет, если окажется, что зарегистрированный в ЦИКе кандидат в президенты РК имеет второй паспорт. Каждый госслужащий проходит спецпроверку в КНБ РК и практически всегда находится под лупой у спецслужб, поэтому такие моменты у чиновников максимально исключены.
Пятилетний стаж работы нужен и для того, чтобы стать депутатом Сената Парламента РК. Правда, какой именно стаж, в Конституции не указано.
– Если говорить в целом, то государственная служба должна стать доступнее. Полностью солидарен с Главой государства и поддерживаю его поручение упростить систему приема граждан на такие должности. На мой взгляд, при трудоустройстве в госорганы должно учитываться не только место учебы или стаж на госслужбе, но и практический опыт работы. Назначая людей на ответственные, руководящие должности, нужно непременно учитывать эти обстоятельства, – считает депутат маслихата Актобе Аслан Жумашев.
Что касается изменений в сторону упрощения, то сейчас, разумеется, никто прогнозов давать не может. Впрочем, сторонние наблюдатели считают, что казахстанская модель госслужбы достаточно закрыта от поступления в нее людей извне.
– Наш сегмент государственной службы нельзя назвать открытым. Я знаю условно десятки лиц, ни одного дня не работавших на госслужбе, но способных работать во стократ эффективнее многих сегодняшних менеджеров. Поэтому считаю необходимым дать шанс успешным и перспективным казахстанцам, снизив целый ряд квалификационных требований и упростив процедуру тестирования. К примеру, почему директор ТОО или общественного объединения не может возглавить район, а молодой человек, неизвестно как попавший на учебу за рубеж и окончивший тамошний университет, может? – вопрошает другой депутат гормаслихата, предприниматель Султан Асанов.
По мнению народного избранника, в реформе необходимо передать на аутсорсинг бизнесу часть функций государства, а также увеличить количество выборных должностей, фонд оплаты труда госслужащих и их социальный пакет.

Вместо послесловия

Практически каждый опрошенный мною респондент считает, что реформа госслужбы назрела давно. Причем некоторые предлагают предпринимать в этом направлении радикальные шаги, вплоть до снятия любых ограничений при приеме на такую работу. Чиновники, точнее те, кому предстоит выполнять поручение Главы государства, настроены более консервативно. Будут ли кардинальные перемены, ответить сложно. Многое зависит от позиции и активности со стороны общественности.

Нужен кадровый резерв

Ахат Мурзалин – ветеран госслужбы. Трудился на различных руководящих должностях: акимом района, руководителем областного управления. По его мнению, для усиления государственной службы необходимо создать кадровый резерв, который будет состоять из специалистов разных сфер и общественников.
Перво-наперво Ахат Ахметович считает, что в госструктурах не должна быть частая смена кадров, так как это, несомненно, отразится на качестве управления. Немаловажным фактором является принцип меритократии, когда вверх продвигаются чиновники согласно их способностям и заслугам.
– В зарубежных странах весь коллектив заинтересован в том, чтобы их начальник пошел на повышение, а его место занял один из заместителей. Вакантное место, в свою очередь, занимает начальник отдела и так далее. Все это настраивает людей давать конечный результат, – считает Мурзалин.
Высказался он и касательно так называемого бокового входа. То есть когда, допустим, аким области в каких-то исключительных ситуациях под свою ответственность мог бы назначать на должность достойного человека. К слову, сейчас на госслужбу без тестирования могут быть зачислены пресс-секретари, помощники и советники первых руководителей. Но при продвижении на следующую должность им необходимо проходить конкурсные процедуры.
– Создавать кадровый резерв нужно не из числа госслужащих. Граждане, имеющие успешный опыт работы в различных сферах, должны иметь право занимать государственные должности, – заключил Ахат Мурзалин.

Как необходимо реформировать процедуру приема на госслужбу?

Серик ДЖУМАНОВ, переводчик:
– Любые ограничения – это повод для коррупции. Было бы хорошо, если бы все делал компьютер, он не подвержен мздоимству. Человек сдал документы. Если все в порядке, он должен быть допущен к собеседованию. Требования, конечно, необходимо снижать. Сейчас, на мой взгляд, кадры на госслужбе не особо квалифицированные. По крайней мере, в бизнесе менеджеры гораздо сильнее. Многие не могут устроиться из-за нехватки стажа госслужбы, но при этом имеют нужную квалификацию.
Предлагаю внедрить дополнительный тест на знание государственного языка. Допустим, если гражданин сдал его успешно, то может претендовать на прибавку к зарплате.

Мади РАИМОВ, общественный деятель:
– В первую очередь я не согласен с тем, чтобы ставить совсем молодых граждан на ответственные руководящие посты. Здесь нужен соответствующий стаж, жизненный и практический опыт. Другая сторона медали, когда ставят на руководящий пост человека, мягко говоря, неуспешного, который какое-
то время просто отсиживается, но зато имеет необходимый стаж. Важен бэкграунд человека, не где, а как он работал. Что касается требований по снижению барьеров, то тут сложно не согласиться с Президентом страны.

Жанипа КУРМАНОВА, завкабинетом филиала Академии госуправления при Президенте РК:
– Президент, конечно, прав. Излишние бюрократические препоны необходимо убирать. Но я считаю, что надо усложнить прием на госслужбу в части проверки личностных качеств поведения человека в различных ситуациях. В мире успешно функционирует программа ассессмент-центр — на сегодня один из наиболее точных методов оценки компетенции работников. Пусть у вас будет хоть несколько красных дипломов, это не главное. По этой системе образование дает только 10 процентов, все остальное — личностные характеристики. Кстати, члены президентского молодежного кадрового резерва проходили через ассессмент-центр. Учитывая вышеперечисленное, предлагаю внедрить эту систему при приеме на государственную службу.

Думан ТАНИБЕРГЕНОВ, спортивный директор ФК «Aqtobe City»:
– Достаточно сложный вопрос. Понятно, что нужно упрощать. Но как? Ценой чего? Если просто убрать все требования, то я не согласен. Человек, допустим, работал директором банка, его, конечно, можно поставить руководителем управления финансов. Но как можно человека без практического опыта работы в определенной сфере поставить руководителем?
Требования нужно упрощать с низовых звеньев, чтобы молодые люди могли беспрепятственно поступать на госслужбу. Но в то же время должна быть справедливость. Ведь в стране имеется немало готовых, квалифицированных кадров, никогда не работавших в госорганах. Одним из источников пополнения кадров органов власти я вижу бизнес.
Немаловажный момент – социальный пакет чиновника. Госслужащий должен иметь хорошую зарплату и условия.

Ермек ЕЛУБАЕВ, директор ДЮСШ г. Эмбы:
– Система государственной службы в Казахстане действительно нуждается в реформе. Сейчас она для многих запутана и непонятна. Корпус «А», корпус «Б» – непонятно ничего. Сложнее всего тем, кто имеет достаточный опыт работы, но не трудился в госсекторе.
Я уверен, что поручение Главы государства основано на мнении общественности и компетентных специалистов. Если мы хотим, чтобы на госслужбе были новые, не намылившие глаз кадры, чтобы произошло обновление госаппарата, то, безусловно, необходимо упрощать процедуры, делать их доступнее для граждан. Порой мне жаль чиновников, которые все время проводят на работе. Это тоже проблема, и ее нужно решать.

Применить искусственный интеллект

Процедура собеседования должна быть прозрачной, считает руководитель регионального департамента Агентства РК по делам госслужбы Адильбек Мукашев.

– Адильбек Каирбекович, какие шаги предпринимает ведомство для исполнения поручений Президента страны по обеспечению доступности госслужбы для граждан?
– Пока формируются предложения по реформированию, точнее, усовершенствованию системы отбора кадров, упрощения доступа для граждан, прохождения и увольнения с госслужбы. Сейчас мы этим занимаемся, скоро направим в центральный орган свои предложения.
– Какие, на ваш взгляд, требуются перемены?
– Во-первых, необходимо упростить либо отменить процедуру тестирования. Как вариант: законодательные акты сформировать с учетом направленности деятельности гос­органа. И потом – не во всех случаях должны быть внесены в тесты законы, может и подзаконные акты, поскольку законы в большинстве бланкетные, то есть отсылочные. Другими словами, правовые основы знания законодательства должны быть заложены в постшкольном образовании.
Во-вторых, можно попробовать внести изменения в перечень квалификационных требований, особенно в классификаторы образования. И само собой, нуждается в изменении процедура проведения конкурса, именно в части собеседования. По этому поводу достаточно много сигналов поступает в наш адрес. К примеру, о том, что члены комиссии умышленно препятствуют прохождению на госслужбу независимым кандидатам. Процедура собеседования должна быть прозрачной, в том числе с использованием таких механизмов, как обезличивание кандидата (путем присвоения номера участнику), а может, использование искусственного интеллекта. Тем самым будет исключен непосредственный контакт с претендентом, а при оценке правильности ответов – отсутствие возможности идентификации личности конкурсной комиссией. Организовать это можно на основе Национального центра тестирования, имеющего колоссальную техническую базу, исключающую утрату сведений, обеспечивающую защиту от «помощников».
Оценку соответствия вакантной должности могло бы принимать аналогичное подразделение другого региона. Ранее я предлагал полномочия по проведению конкурса передать нам, чтобы усилить прозрачность и объективность. Но с обязательным включением в составы комиссий непосредственного работодателя. Конечно, будет сопротивление других сторон, но реформировать нужно и кардинально. Считаю, что для этого у региональных департаментов имеются основания и возможности.
– Есть другие предложения?
– В целом необходима дебюрократизация работы государственного аппарата. Кроме того, нужно пересмотреть функционал, нет ли дублирования функций. Если имеются, то надо, конечно, консолидировать.
– Актуален вопрос заработных плат…
– В прошлом году государственным служащим существенно повысили заработную плату. Не могу сейчас назвать вам всех цифр, но скажу, что оклад главного специалиста областного управления в районе двухсот пятидесяти тысяч тенге. Как сказал Глава государства, эти коэффициенты следует повышать.
– Касым-Жомарт Токаев также сделал акцент на меритократии – продвижении наиболее способных работников. Как у нас это реализуется?
– Мы подсчитали, что в нашей области примерно 62 процента госслужащих продвинулись по карьерной лестнице. Если сравнивать по республике, это неплохой показатель, но, конечно, мы должны способствовать его увеличению.

Над Главной темой работал Асхат КАЛЖАНОВ

..............................................................®За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель................................................................