Степной моряк

Ежегодно, в последний день июля, все, кто служил на флоте во времена СССР, отмечают День ВМФ. Это традиция, которая сохранилась в бывших советских странах, несмотря ни на какие перемены. Бывшие моряки помнят, свято чтут годы службы на флоте и гордятся этим. И пусть этот праздник сейчас неофициальный, но для тех, кто бороздил морские просторы, ходил в дальние походы, нес вахту на военных кораблях, носил тельняшки и бескозырки, пропитанные солью морей-океанов, и прошел суровые флотские испытания, он по-прежнему дорог.
Одним из них является Марат Сердалиев, руководитель ОО «Флотское братство». Прежде чем попасть на бескрайние морские просторы, до призыва на службу в Военно-морской флот он познал бескрайность степных просторов Западного Казахстана.
Родился он в Чингирлауском районе соседней области. Все было, как у тысяч его сверстников. Марат окончил Новопетровскую школу, затем, в 1966 году, сельхозтехникум в Уральске. По распределению молодого специалиста направили в Кустанайскую область. В том же году его призвали в армию. Призывная комиссия решила, что высокий, статный, физически крепкий и образованный парень достоин служить на флоте. Прямо из Кустаная он по железной дороге отправился на службу. Это была его первая длительная поездка — на «край карты», до Владивостока, на Тихоокенский флот, он добирался 15 дней.
Степные ребята, которым предстояло открыть для себя новый мир, каждый по-своему представлял себе будущее. Надо сказать, что служба на флоте в то время была почетна и престижна. Она была окутана ореолом героизма и романтики. Марат с нетерпением ждал того момента, когда станет моряком, отслужит как положено, с честью и достоинством, и через три года (именно столько тогда служили) вернется домой в престижной морской форме со знаками отличия на груди. А еще думал о том, что он не первый моряк в семье. В годы Великой Отечественной войны погиб его дядя-моряк. Еще один дядя, по материнской линии, в составе экипажа крейсера «Свердлов» в 1953 году участвовал в коронации Елизаветы II в ходе дружественного визита корабля в Англию. В атмосфере советской идеологии думал о том, чтобы быть достойным своих старших родственников.
Он с отличием окончил 9-месячный курс обучения в учебном отряде и попал на полуостров Камчатка. В военной флотилии служил моряком-электриком на спасательном судне. Разные ситуации были за время службы. Особенно запомнился ему 1968 год. В составе эскадры военных судов он на своем спасательном судне совершил дальний боевой поход. Шла гражданская война во Вьетнаме, к которой подключились и США. Советский Союз поддерживал северовьетнамцев. Сейчас уже трудно сказать, с какой целью СССР отправил к берегам этой многострадальной, выжигаемой американскими напалмовыми бомбами страны эскадру военных кораблей. Не знает этого и Марат Гумарович, но он с гордостью носит нагрудный знак «За дальний поход». Демобилизовался осенью 1969 года и вернулся домой, как и хотел: со знаками отличия на груди, старшим матросом, членом партии.
После возвращения на родину почти два года работал в районной газете «Знамя труда», поступил в институт. Сферу выбрал далекую от журналистики — торговлю. Но этому было объяснение: его отец и брат работали в торговле, и не последнюю роль здесь сыграло желание продолжить семейную династию.
Год 1976-й. Позади учеба в Карагандинском кооперативном институте, и вновь распределение. Молодого специалиста направили работать в другую область — на этот раз в Актюбинскую. Здесь и осел на долгие годы бывший моряк. Здесь же он продолжил и свою морскую эпопею. Но об этом чуть позже.
Полтора десятка лет после окончания вуза Марат Гумарович отработал в системе облпотребсоюза и горпромторга. Трудился ревизором, директором магазина, на оптовой базе «Текстильторг», но с развалом Союза в системе торговли, как и полностью в государственной системе страны, начались необратимые процессы.
К 1991 году торговля приняла новые формы, появился простор для предприимчивых людей, умеющих найти свое место в быстро меняющемся мире. Очень важны в такие моменты и счастливый случай, и помощь друзей. В ситуации с Маратом Сердалиевым было и то, и другое. К этому времени его друг-однополчанин, с которым они служили на Тихоокеанском флоте, стал директором предприятия, входящего в систему Камского автозавода в Татарии. Он предложил Марату стать дилером по продаже автомобилей КамАЗ в Казахстане.
Одним из эпизодов его деятельности в тот период, который он может занести себе в актив, Марат считает поставку им в область 300 КамАЗов. 1992 год был урожайным, а техники для его вывоза не хватало. В советское время в таких случаях в регионы на уборку хлеба направляли военных с автомашинами. Но это было время после парада суверенитетов, центра уже не было, и каждая страна сама решала свои проблемы. Марату Сердалиеву поставили задачу: срочно «выбить» для области 300 большегрузных автомашин. И он с этой задачей справился. Аким области Шалбай Кулмаханов поблагодарил тогда его за выполненную работу.
Когда в стране стали создаваться общественные объединения, Марат Гумарович открыл ОО «Флотское братство». Целью его обозначил воспитание у молодежи чувства патриотизма и гуманизма, участие ветеранов в воспитательной работе. Организация объединяет, по его словам, 2 500 моряков плавсостава, из которых активно работают 25 человек. Много разных акций провел он под эгидой ОО. Например, по ходатайству Марата Сердалиева к 300-летию Кронштадта в этом городе, на пересечении площади Восстания и улицы Флотской, в День подводника 2004 года была установлена рубка подводной лодки С-156 «Комсомолец Казахстана». Немаловажную роль в этом сыграла и просьба Марата Гумаровича, с которой он обратился лично к мэру Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко на мероприятиях по случаю 60-летия снятия блокады Ленинграда.
Несколько раз участвовал в парадах Победы в Москве, международных конгрессах моряков в Англии, Франции, Аргентине.
За воспитательную работу среди молодежи, активность в 2015 году он был награжден медалью «Ерен енбегі үшін», которую накануне Дня Победы вручил ему Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев.
Сейчас у Марата Гумаровича непростой период жизни: он борется с вызовом судьбы, которая проверяет моряка на крепость духа, силы воли. И он достойно противостоит ей: поскольку так же, как и прежде, энергичен, полон идей, замыслов и решимости добиться их выполнения.

Мирал ДЖАРМУХАМБЕТОВ

Фото из личного архива М. Сердалиева