Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Тариф преткновения

Сегодня в ответе за чистоту города ТОО «Акжол» и АО «Спецавтотранспорт». Основным чистильщиком остается последнее предприятие – за ним закреплены село Ясное, поселок Кирпичный, районы Курмыша, ГМЗ, «Малышки», Авиагородка, Москвы, 11, 12, 8 микрорайоны и старая часть города.
По словам вице-президента этого акционерного общества Есбола Сатаева, ежедневно эти участки обслуживают 24 специализированные машины. Техники вполне достаточно, еще две машины на всякий случай держат в резерве. Казалось бы, все нормально, работа налажена. Вместе с тем остается немало проблем другого плана. Основной вопрос – финансовый. Не секрет, что многие жители категорически отказываются платить за вывоз твердых бытовых отходов, более того, нередки случаи проявления агрессии к контролерам со стороны домовладельцев. Из-за 70 тенге в месяц! Именно столько стоят услуги «Спецавтотранспорта» с 1 апреля. По нынешним меркам – копейки, но и их жильцы не торопятся платить.
«Плата за мусор производится исходя из числа прописанных лиц, а не по числу фактически проживающих. А если учитывать, что по предварительным данным последней переписи в областном центре проживают 402 тысячи человек, мусора вывозим все больше, а платят нам все меньше. Неудивительно, что мы работаем в убыток», — возмущен до глубины души Есбол Сатаев.
Мечтать не вредно. Считайте сами – предприятие обслуживает 597 многоэтажных домов, в частном секторе еще 14 233 дома, договоры заключены только с 7 400 домами.
На жильцах это никак не сказывается: плати, не плати — вывезут. А вот из-за низких тарифов на услуги по сбору и вывозу отходов акционерное общество не может обновить технику. Новый мусоровоз, к примеру, стоит примерно 5-6 миллионов тенге.
«Износ техники идет большой. Водитель собирает за рейс 25-30 контейнеров. Внутри мусоровоза много механизмов, что-то да выходит из строя. К примеру, из-за строительных отходов часто ломается манипулятор, — продолжает вице-президент. — Нужны более жесткие рычаги воздействия на актюбинцев».
Действительно, попробуй не оплати услуги «Актобеэнерго», как контролеры без разбирательств отключат свет. И правильно сделают. Использовать методику коллег «Спецавтотранспорт» не может, в этом случае Актобе рискует превратиться в одну большую свалку. Есть смысл перенять практику столичных коммунальных служб, которые рассылают по домам не несколько квитанций, а одну, но с указанием всех предприятий, предоставляющих населению услуги. И если абонент не намерен платить хотя бы одной из служб, банк не примет оплату за другие.
Неизвестно, когда в Актобе будет построен мусороперерабатывающий комплекс, но, на наш взгляд, уже сейчас необходимо готовить людей к раздельному методу сортировки мусора. За рубежом, например в Германии, люди уже приучены сортировать мусор еще дома. Отдельно складывают стеклотару, пищевые отходы, макулатуру, все это в отдельных пакетах выносится и выставляется за двери дома. Подъезжающая машина все забирает, а затем все эти отходы идут на мусороперерабатывающий комбинат.
«Это дорого, нужны отдельные контейнеры. Наверное, когда-нибудь к этому придем, но не сегодня. Нам нужно переходить к данной системе постепенно — отказаться от полиэтиленовых пакетов. Начать с малого…» — подытоживает Есбол Сатаев.

Колонка "Взгляд"