Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Театр должен ранить

С режиссером-постановщиком Сергеем Балыковым алакаевцы познакомились в Оренбурге на фестивале.  Актюбинцы были наслышаны о работах известного в мире кукольников режиссера из Нижнего Новгорода, который более 20 лет служит «его величеству театру». А Сергей Николаевич в постановке «Кто заплетает гривы лошадям?» увидел коллектив, готовый к новым творческим вершинам. И вот сейчас, благодаря этому тандему, на свет появился спектакль «Отпусти поводья и лети…».

— Пьесу выбирали долго, остановились на создании собственного, оригинального произведения, которое бы подчеркивало самобытность театра. В основу спектакля легла казахская народная сказка «Храбрецы», — рассказывает режиссер, на несколько минут оторвавшись от репетиции. — Главный герой нашей постановки — маленький мальчик, он сталкивается со страхом, учится преодолевать его и в конце концов побеждает черные силы.
Сочные травы, многочисленные табуны, шанырак, как символ домашнего очага, в мгновение ока разрушаются колдовскими чарами. Злой Шаман (Ербол Исмагулов) вызывает духов из глубины веков, они принимают обличие волков и сеют вокруг страх и несчастья. Шанырак перевернут, табуны погибли, все святое поругано. Задача Мальчика (Алия Салитова) — справиться с волками, восстановить в доме мир и спокойствие.
На протяжении всего спектакля звучат контрастные мелодии в исполнении казахских народных инструментов. Игра света, необычные костюмы, декорации художника-постановщика Асии Курманалиной, танцы (хореограф Каршыга Дандагариев) поражают единством замысла. Сюжет по воле режиссера обрастает казахскими обрядами.
— Вообще театр кукол родился из обрядов, а не из магазина игрушек, как считают многие, — продолжает режиссер. — Образ героев раскрывается через символы, метафоры, иносказания. А язык легенды, хранящей в себе народные истоки, помогает донести до человека идею произведения. Красочность костюмов, декораций призвана завораживать зрителя, оставлять в памяти яркие зрительные образы, но вместе с тем любая постановка должна нести в себе смысловую нагрузку. Разбудить сострадание, сочувствие, чтобы ребенок мог сказать: «Мне его жалко». Это главное, для чего мы работаем.
— А почему бы не рассмешить детей? — я вспоминаю предыдущие постановки театра «Алакай» (на самом деле жалко и Жеребенка из спектакля «Кто заплетает гривы лошадям?», и Журавля из японской сказки).
— Юмор, он сиюминутен, шутки не живут долго, проходит время и они устаревают. А эпос бессмертен. Слово «сочувствие» подразумевает как смех, так и слезы. Но веселье быстро проходит, а сострадание помогает человеку понять боль другого. Театр должен ранить в хорошем смысле этого слова, тревожить, заставлять сопереживать. Спектакль «Отпусти поводья и лети…» рассказывает: все несчастья происходят из-за того, что человек дает волю своим страхам,  именно страх заставляет совершать подлости. Первые страхи рождаются в детстве и порой преследуют всю жизнь, сказка учит смело идти навстречу «черным волкам».
— На какой возраст рассчитан этот спектакль? Смогут ли совсем маленькие понять его замысел?
— Я всегда был и остаюсь сторонником семейных спектаклей. Мир театра сложен и требует определенного багажа, накопленного человеком. У детей младше пяти лет еще не сформирована способность проводить грань между реальностью и вымыслом, они воспринимают образы театра, его выдуманный мир, как реальность. Я думаю, что актюбинцам — и взрослым, и детям — понравится постановка. Возможно, критики найдут повод для обсуждения, идеальных спектаклей не бывает. Компетентную оценку своей совместной работы мы сможем получить через месяц на фестивале в Алматы, где будет показан  спектакль, — завершает беседу Сергей Балыков.

Досье «АВ»
Сергей Балыков — главный режиссер Кстовского муниципального театра кукол, с октября переходит работать главным режиссером Белогородского театра кукол. Окончил Нижегородское театральное училище, позже Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Черкасова по специальности «режиссер театра кукол». Долгие годы преподавал в театральном училище. Поставил более 80 спектаклей.

Колонка "Взгляд"