В ком нуждается рынок труда

Считается, что в связи с пандемией COVID-19 в ближайшее время мы можем увидеть закат одних профессий и бум спроса на другие. Пока еще рано говорить, какие специальности будут востребованы, а какие окажутся второстепенными. Но исследования в этой области уже ведутся.
Наряду с зарубежными анализ рынка труда проводят и отечественные ученые. О том, какие профессии востребованы и какие качества необходимо развивать, чтобы быть конкурентоспособным в будущем, рассказала PhD ассоциированный профессор университета «Туран-Астана» Мейрамкул Сайымова.
— Согласно проведенному нами анализу в городской черте, во время вынужденного карантина, если не брать в расчет компании, работающие в сфере здравоохранения, особенно высокий рост показывает сегмент онлайн-доставки, что в свою очередь сопровождает большой спрос на услуги курьерских служб. Последние, как выяснилось, ощущают в данное время дефицит кадров и готовы существенно повышать заработную плату своим сотрудникам. Так что одной из самых востребованных специальностей сегодня можно назвать курьеров.
Мы также считаем, что после пандемии, когда специалисты снова вернутся в офисы, интерес к онлайн-заказам сохранится. Ведь к тому моменту сформируется культура потребления, люди не захотят отказываться от сложившейся привычки делать покупки в интернете. Поэтому вполне вероятно, что и после чрезвычайного положения компании продолжат активно нанимать курьеров, ответственных за доставку покупок до места назначения.
— Какие еще специальности пользуются спросом?
— С развитием e-commerce востребованы операторы call-центров. С переходом на дистанционную работу возрос спрос на IT-специалистов, которые смогут поддерживать жизнеспособность IT-инфраструктуры компаний: подключать сотрудников к удаленным рабочим столам, решать технические проблемы. Также работодатели заинтересованы в подборе руководителей среднего и высшего звеньев, которые смогут предложить стратегию развития компании в меняющихся условиях.
Кроме них, согласно нашему исследованию, среди наименее уязвимых профессий в условиях перехода на удаленную работу и повышенных мер в сдерживании распространения коронавируса — работники ритейла, логистики, складов, производители лекарственных средств и медицинских препаратов, репетиторы, няни. Что касается рабочих профессий, по-прежнему остаются востребованы строители, инженеры, водители и другие.
В целом в условиях глобальной пандемии хотелось бы заострить внимание на специалистах сферы обслуживания. Им особенно важно обеспечить высокое качество услуг, предоставляемых людям, невольно находящимся дома. Проводя психологический анализ, мы пришли к выводу, что в данное время на рынке пользуются спросом сотрудники, в совершенстве владеющие коммуникативными и социальными навыками, предоставляющие доступность и прозрачность актуальной информации. Поэтому считаем, что в данный период настало время специалистов, сочетающих в себе hard и soft skills.
— Для многих наших читателей эти термины малознакомы. Не могли бы вы объяснить, что такое hard и soft skills?
— Hard skills — это профессиональные навыки, которым можно научить и можно измерить. Для обучения hard skills необходимо усвоить знания и инструкции, качество обучения можно проверить с помощью экзамена. Примеры hard skills: набор текста на компьютере, вождение автомобиля, чтение, математика, знание иностранного языка, использование компьютерных программ. А soft skills — это универсальные компетенции, их гораздо труднее измерить количественными показателями. Иногда это называют личностными качествами, потому что они зависят от характера человека и приобретаются с личным опытом. Примеры soft skills — это такие социальные, интеллектуальные и волевые компетенции, как коммуникабельность, умение работать в команде, креативность, пунктуальность, уравновешенность.
— Получается, что наряду с профессиональным образованием студенты вузов параллельно должны обучаться и навыкам, о которых вы говорите?
— К сожалению, высшее образование не гарантирует успеха и карьерного роста на рабочем месте. Многим нашим выпускникам не хватает таких качеств, как навыки межличностного общения, лидерства, решения проблем и командной работы. За рубежом привитию этих качеств уделяется большое внимание. У нас же такое обучение находится пока лишь в зачаточном состоянии. Какие-то тренинги организуют отдельные учебные центры. Но на каком уровне качество знаний этих курсов, сказать трудно.
Поэтому учебным заведениям в нашей стране, в особенности вузам, необходимо заострить внимание на данной проблеме и работать в этом направлении, так как сегодня экономика знаний формирует запрос на создание образовательных программ, способных обеспечить рынок труда высококвалифицированными специалистами, обладающими развитыми профессиональными и универсальными навыками.
Дидар БИРМАНОВ

1+
® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель