Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Виртуозный исполнитель кюя «Ақсақ қҰлан»

На фото: супруга Камбар Медетова — Гулихран Кажыкызы Арынгазиева (первый ряд слева), Камбар Медетов (второй ряд посередине).

В 2001 году впервые в стране отметили 100-летие со дня рождения Камбара Медетова – выдающегося кюйши, одного из создателей оркестра народных инструментов имени Курмангазы.

Мне, тогдашнему работнику областного историко-краеведческого музея, пришлось по крупицам искать скудные материалы о юбиляре. Скудные, потому что имя Медетова, как имена многих репрессированных представителей казахской интеллигенции, почти не упоминалось в документах, было предано забвению.
Камбару выпала сложная и трагичная судьба. Он был потомком хана Абилкайыра (в седьмом поколении), давшего музыкальной культуре казахов великие имена. Знаменитый кюйши Даулеткерей, блистательный певец Мухит и Камбар Медетов продолжили музыкальные традиции своей династии. Подавляющее большинство представителей этой ветви, получив достойное образование, принимали активное участие в общественной, политической жизни Казахстана и России.

Остались мать, жена и маленькие дочки
В годы политических репрессий 30-х годов XX столетия кюйши был арестован и сослан на Дальний Восток. Расстрелян в 1941 году. И это после удачного выступления на Декаде казахской культуры в Москве, где Медетову рукоплескал зал, восторженный кюем «Адай». Дома у него остались престарелая мать Малика, супруга Ихран (урожденная Арынгазиева, потомок из ветвей Кайып хана – Арынгазы, пленника русского императора, сосланного на 10 лет в Калугу и там же убитого), две дочери: шестилетняя Рая и трехлетняя Бибизада. «И даже после XX партийного съезда, когда реабилитировали узников репрессий, когда признали невиновность нашего отца, коллектив и руководство оркестра имени Курмангазы долгие годы не вспоминали о Камбаре Медетове. Хотя он был одним из основателей оркестра Ахмета Жубанова, который в своих очерках пишет о его исключительной роли в становлении оркестра народных инструментов, как о талантливом и необыкновенно ярком музыканте», – с грустью вспоминает внучка кюйши Айжан Бердибай, доцент консерватории имени Курмангазы.
Этот пробел был восполнен к 100-летию замечательного исполнителя кюйев. На его родине, в областном музее и Мартукском районном музее, оформлена экспозиция, посвященная жизни и деятельности крупного музыканта казахской национальной культуры Медетова. В честь 100-летия музыкальной школе и одной из улиц Мартука было присвоено его имя.
В 2001 году дочь музыканта Бибизада Камбаркызы передала в дар областному музею богато декорированный синим камнем из Бадахшана в серебряной оправе мужской пояс, датируемый XVIII-XIX веками. Легенда гласит, что пояс принадлежит потомку Кайып хана – Мамбет султану, волостному правителю местности Каратогай. Щедрый дар мы приняли с благодарностью.

Заслуга Александра Затаевича
Три исполина казахского музыкального искусства – Ахмет Жубанов, Александр Затаевич и Евгений Брусиловский, сыгравшие важную роль в развитии и сохранении казахского искусства, отметили природное дарование и особое исполнительское мастерство Камбара Медетова.
Для создания казахской филармонии Ахмет Жубанов пригласил в домбровый оркестр виртуозов из народной среды, таких как Науша, Махамабет, Окап, а также певцов Жусупбека, Манарбека, Гарифоллу. В те годы пригласил он и Камбара, которого знал лично.
Первая мировая, следом гражданская войны, голод 1920-1922 годов, коллективизация, организация колхозов, когда при планомерном уничтожении нации политикой Голощекина люди покидали насиженные места, уходили куда глаза глядят в поисках лучшей жизни. В такой обстановке на голой земле, на одном энтузиазме трудно было проводить работу в сфере культуры. В этих сложных условиях Ахмету Жубанову необходим был грамотный и знающий дело организатор. Таким человеком стал Камбаров, выходец из музыкальной семьи. Его отец Еркожа Каратаев – известный домбрист, в 1930-1940 годах по радио звучали кюи в его исполнении. Тесть Камбара – Усен Торе Арынгазиев – тоже был известным домбристом, сочинял кюи. Камбар с ранних лет виртуозно, с любовью играл на инструменте народные песни и кюи. В 20-х годах прошлого века, в период учебы в гимназии, затем в юридической школе Медетов встречался с известным музыковедом и этнографом Александром Затаевичем, который записал 22 песни и кюя в исполнении Камбара. В том числе и жемчужину казахского народа – «Ақсақ құлан».

Юрист по образованию, музыкант по призванию
Получив юридическое образование, в 1925-1929 годы Медетов работал в судебно-правовых органах в Уиле, Яйсане, Актюбинской городской прокуратуре, назначался членом губернского суда. В выборе профессии на него повлиял известный представитель их династии Бахытжан Каратаев, который в свое время окончил Санкт-Петербургский университет с золотой медалью, был депутатом Российской государственной думы. Но призванием Медетова стала национальная музыка. В его исполнении «Ақсақ құлан» даже в записи невозможно забыть, услышав раз. Это удивительная, неповторимая игра на домбре потрясает до глубины души. Из воспоминаний композитора Евгения Брусиловского: «Если бы Затаевич не встретился с Медетовым, кюй «Ақсақ құлан» утонул бы во мраке неизвестности, как и навсегда утонули, вероятно, многие замечательные образцы казахской музыки, не дождавшись счастливой случайности встречи с этнографом. Сколько их погибло в угрюмом молчании степи?». Эту цитату приводит Генриэтта Котлова.
В 1930 годы самые яркие варианты древнего произведения «Ақсақ құлан» исполняли Камбар Медетов и Махамбет Букейханов. Напомним, по легенде кюй повествует о трагической охоте, на которой погиб сын хана. Грозный отец услышал эту весть не из уст человека, а в музыке домбры. В других источниках описывается, как раненый и разъяренный кулан ударом копыт убивает стреляющего в него молодого наследника хана. «Ақсақ құлан» и другие не менее известные мелодии, исполненные в виртуозной манере и силой творческого воображения знаменитого кюйши, являются лучшими памятниками нашего великого земляка Камбара Медетова.

Зада МУКАШЕВА

Колонка "Взгляд"