Вокзал для чужих

Железнодорожный вокзал в Актобе, равно как и во всех других населенных пунктах, по сути – символические врата в город, его визитная карточка. Первое здание актюбинского железнодорожного вокзала построено в 1905 году, когда открылась железная дорога сообщением Ташкент – Оренбург. В 1975 году старое здание снесли, на его месте построили нынешнее, современное сооружение. Вокруг одного из главных – и тогда, и сейчас – перевалочных пунктов Западного Казахстана быстро росли жилые дома, и местность окрестили районом ж/д вокзала.
Эти дома и сам вокзал – первое, что видят приезжающие в наш город. Поэтому мы решили пройти весь путь – от момента выхода пассажира из поезда и до посадки в такси, заодно узнать, какой сервис ожидает его здесь.

Добро пожаловать!
Выхожу на перрон. Ближайший поезд будет только через полтора часа, поэтому сейчас здесь относительно малолюдно. Территория более-менее ухоженная. Уборкой занимается подрядная организация. То там, то здесь проходят какие-то люди, явно не связанные с пассажирскими перевозками. Это вполне объяснимо, ведь на перрон можно попасть и не проходя через здание вокзала.
При входе стоят рамка и сканер. Сотрудники достаточно тщательно проверяют и пропускают дальше. Внимательность проверки даже как-то успокаивает. Сразу направляюсь к директору вокзала. Увы, Тойбазара Куанышева уже нет на месте. Как говорят его сотрудники, ушел на обед, советуют подойти к 13.30. Берут у меня номер телефона, клятвенно обещая перезвонить.
В общем зале радует огромное электронное табло с расписанием. Здесь даже есть терминалы, где берешь талончик с номером и идешь к кассе строго по электронной очереди. На первом этаже пять касс, как их называют, государственных, и еще шесть коммерческих, в них билеты в любом направлении можно приобрести в среднем на 370 тенге дороже. Итого только на первом этаже 11 точек для продажи билетов.
Подсаживаюсь к людям, спрашиваю: все ли нравится, как обслуживание. Ожидающие поезд Ташкент – Саратов пассажиры немногословны, мол, все нормально, но в момент прихода поездов наиболее востребованных направлений говорят, что здесь настоящее столпотворение.
– На вокзале еще относительно нормально, когда нет столичных поездов, – рассказывает Светлана Крупова. – А вот в самих поездах бардак – много безбилетников, уборка в вагоне зависит от чистоплотности проводника: захочет – уберет, нет настроения – едем и так.
12.30. А не поесть ли мне? На первом этаже есть кафе и буфет – все вполне благопристойно. Народу немного. Поднимаюсь на второй этаж. Прямо по курсу буфет «Дәмхана». Спрашиваю про наличие сертификатов на продукты, санитарные книжки и профессиональные навыки обслуживающего персонала. Отношение ко мне и моим вопросам настороженное, но дружелюбное. В данный момент хозяина заведения нет на месте. Оставляю свой номер телефона. Вскоре мне перезванивает исполнительный директор ИП «Орынбасар» Абзал Аманшиев.
– Мы не приобретаем продукты питания с рук, – рассказывает хозяин пищевого заведения. – Все товары закупаем в супермаркете «Анвар», так как уверены в наличии у них всех документов, подтверждающих качество, при этом храним все чеки. Мясо берем на Центральном рынке, в специально отведенных для этого павильонах, соответственно, убедившись в наличии справок на продукцию. Санитарные книжки у персонала есть.
Захожу в кафе рядом, тут же на втором этаже. Работают две женщины. На мой вопрос: можно ли переговорить с хозяином заведения или администратором отвечают, что здесь только они, и для встречи с начальством мне надо прийти вечером. Про сертификаты на продукцию женщины ничего сказать не могут. Спрашиваю их: «А если я, вот такая вредная тетка, хочу у вас купить самсу, как вы докажете, что она свежая?». Женщины смущенно пожимают плечами. Понятно, что никак.
Спускаюсь в подвал, где расположены камеры хранения. Их три, и это замечательно, значит, места всем хватит. Далее по коридору туалет. Там в общем и целом нормально, но… Раковины обшарпаны, туалетных кабинок достаточно, но опять же – вокзальный, без сантехники, вариант. Самое главное – нигде нет графика уборки помещения, а это сегодня фактически норма для общественных заведений, и я как пассажир хотела бы его видеть.
Вновь поднимаюсь на первый этаж. Может быть, уже пришел начальник вокзала. Но тут мое внимание привлекает группа сотрудников, работающих на сканере и рамке на входе в здание из города. Таких пунктов три. На одном из них женщина. Наблюдаю за ней: работает не покладая рук.
Второй сканер пустует, проходи кто хочешь, на третьем – веселье, мужчины что-то оживленно обсуждают, а между тем через рамку прошли несколько человек, оборудование явно подавало звуковые сигналы, но работникам, видимо, было некогда. Тогда я достала сотовый телефон и стала их фотографировать. Ситуация в корне поменялась.
– Здесь нельзя снимать! – обращается ко мне мужчина.
– Почему? – спрашиваю. – Мы в общественном месте, кого хочу, того и снимаю. И где у вас написано, что на территории вокзала нельзя фотографировать?
Меня поругали, но конструктивного ответа я так и не получила.
Решительно направляюсь к кабинету начальника вокзала, ведь обед уже полчаса как закончился, дергаю ручку двери. Нет! Вновь иду на второй этаж. Кстати, вижу здесь еще 5 касс. Итого всего с теми, что на первом этаже, 16. Неплохо. Ищу сотрудников, которые хоть что-то могли бы рассказать про заботу о пассажирах и подготовку к встрече гостей в связи с приближающимся 150-летием города. Увы, информацию без руководства мне никто не рискует дать. Тогда оставляю свой номер сотового с настоятельной просьбой перезвонить мне. Тойбазар Куанышев позвонил на следующий день.

Есть над чем подумать
Покидаю вокзал. Центральные двери почему-то закрыты, выход только через боковые. Радует мужчина, красящий бордюры и подметающий площадь, занятую под платную автостоянку. Стоимость парковки на ней первые 15 минут бесплатно, далее 100 тенге.
За платной стоянкой настоящий кошмар – таксисты поставили машины в несколько рядов, практически заняв проезжую часть улицы Ломоносова. Когда кому-то из частников необходимо выехать, создается затор и под угрозой оказываются двигающиеся в это время по улице автомобили. И это при том, что на момент моего наблюдения нет приходящего поезда.
– Вы бы видели, что здесь творится, когда приезжают алматинский или астанинский поезда! Это настоящий ужас для всех – и водителей, и пешеходов, – рассказывает водитель Серик Бижанов.
Иду по тротуару. Навстречу одна, потом другая женщина. «Квартира нужна?» – спрашивают меня. «Нет, спасибо», – отвечаю и уверенно шагаю дальше. «Все, как и прежде, – думаю я, – ничего не меняется. 20 лет назад предлагали, и по сей день все так же…». Каждый зарабатывает чем может. Лично для меня главное, что не бездельники. Кстати, предлагают здесь и интим-услуги.
После посещения врат города остались вопросы, которые мы и задали начальнику вокзала Тойбазару Куанышеву. Что делается в настоящее время и что в планах для улучшения обслуживания пассажиров?
– Всегда на контроле вопрос обслуживания маломобильных граждан. Для их комфортного обслуживания созданы условия у билетных касс, справочного бюро, дежурного помощника начальника вокзала, в комнате для гигиены. Летом и осенью прошлого года проведен ремонт фасада, он перекрашен в светлые тона по проекту горархитектуры. На третьем этаже арендатор сделал ремонт гостиницы, в которой есть комнаты для отдыха пассажиров, в том числе и транзитных, возможность попить чаю, поиграть в шахматы. В апреле нынешнего года все строительные и монтажные работы выполнены хозспособом, то есть самими сотрудниками. В будущем же планируем оборудовать вокзал системой видеонаблюдения с целью мониторинга обстановки внутри здания, на перроне и по периметру территории. В связи с празднованием юбилея города планируется установить на фасаде вывеску с подсветкой «Актобе – 150 лет». Все работы зависят от финансирования, как поступят средства, все будет выполнено, – утверждает Тойбазар Куанышев.
Едем в редакцию. А по дороге в голове вертится одна мысль: в принципе, можно понять, почему многие сегодня предпочитают авиатранспорт. Дорого, конечно, но зато быстро и цивилизованно. А ведь хотелось бы, чтобы и наш вокзал стал таким же комфортным и для чужих, и для своих. Чтобы и гости, и горожане видели современный вокзал с максимальным уровнем сервиса, красивую привокзальную площадь с побеленными домами, с современными вывесками уже сегодня, а не в обозримом будущем. Чтобы люди, приезжающие в крупнейший город Западного Казахстана, центр Актюбинской агломерации, надолго сохранили в сердцах теплую картинку местного гостеприимства.

Повод для развития
Сотрудники проектного офиса «Ақтөбе – адалдық алаңы», Актюбинского филиала АО «Пассажирские перевозки», областной инспекции транспортного контроля и линейного отдела полиции провели мониторинг. 49 безбилетников только за последние 5 дней выявлено на железнодорожном транспорте Актобе – таков результат проверки поездов. Всего с начала марта и по 16 апреля выявлено 55 безбилетников.
– Три проводника пассажирских поездов формирования АО «Пассажирские перевозки» по направлению Алматы-2 – Саратов за провоз шести безбилетных граждан привлечены к административной ответственности, каждый из них оштрафован на 2,5 МРП, – сообщает руководитель экспертного совета проектного офиса «Ақтөбе – адалдық алаңы» Жанболат Туртаев. – На 8 проводников и бригадира поезда направления Атырау – Алматы составлен акт за провоз 12 безбилетников. На бригадира поезда по направлению Алматы – Атырау за провоз 37 человек без проездных документов составлен соответствующий административный протокол. То есть нарушителям необходимо помнить – наказание найдет виновного.
Кроме того, в ходе рейда пресечена попытка провезти 170 килограммов дополнительного груза без соответствующих документов.
Важно также отметить, что сотрудники проектного офиса изучили техническое состояние вагонов и проверили качество предоставляемых пассажирам постельных принадлежностей.
По результатам мониторинга семь железнодорожных касс, действующих на территории вокзала Актобе, будут переданы АО «Пассажирские перевозки».
Понятное дело, что непосредственно здание вокзала к организации пассажирских перевозок отношения не имеет, но все же, как говорится, театр начинается с вешалки.
Инесса ФАДЕЕВА

Фото Аслана МУСЕНОВА