Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Выбор народа

Четырнадцать лет назад на всенародном референдуме народ Казахстана принял новую Конституцию, которая, по мнению многих, стала основой нынешнего успеха нашей молодой республики. Именно тогда население, проголосовав за Основной закон страны, сделало исторический выбор в пользу сильного правового, демократического и социального государства.

Как все начиналось

Но было бы неверным точку отсчета в «биографии» Конституции датировать 1995 годом: ее рождение связано с целой цепью событий, органично вплетенных в непрерывный поток нашей истории.

Постсоветская реальность требовала на высшем правовом уровне закрепить суверенитет нашей республики, Конституция Казахской ССР 1978 года, естественно, не могла отражать происшедших в обществе коренных изменений. В таких условиях принималась переходная и, скорее, компромиссная Конституция 1993 года. И не случайно двумя годами позже потребовалась очередная реформа Основного закона.

В те сложные для страны годы молодые государственные институты  еще не окрепли, и необходимо было построить очень четкую и понятную вертикаль власти таким образом, чтобы она работала плодотворно, а решения принимались быстро. Сама жизнь предъявляла требования по разработке и учреждению собственной модели разделения государственной власти. При этом во главу угла ставилось положение о ее единстве, распределении полномочий между ветвями таким образом, чтобы они не соперничали, а стремились к достижению общей цели. Кроме того, Казахстану нужно было создавать собственную законодательную базу, а это титанический труд. Жить же по старым советским законам в условиях рыночной экономики было невозможно.  Да и  работа того же Верховного Совета с точки зрения законотворчества была не совсем эффективной. И вообще она вызывала много нареканий. Депутаты издавали абсолютно нереальные и финансово не обеспеченные законы.

— Первые парламенты независимого Казахстана не были профессиональными. Качественный состав народных избранников оставлял желать лучшего, было очень много популизма. Кроме того, никто из них не имел опыта настоящего парламентаризма. Да и численность депутатов исходила на сотни, из-за этого по каждому вопросу могли идти долгие и бурные обсуждения, в то время как стране нужно было оперативно принимать ключевые решения. В рамках той, старой Конституции сделать это было очень сложно, потому что она имела в себе много изъянов, — рассказывает один из очевидцев тех событий экс-депутат Верховного Совета 12 созыва Избаскан Айтмагамбетов.  — Поэтому я считаю шаги, предпринятые Главой государства после признания нелегитимным Верховного Совета, абсолютно правильными и логичными.

22 мая 1995 года постановлением Президента  создается Экспертно-консультативный совет в составе тринадцати человек во главе с тогдашним министром юстиции Нагашибаем Шайкеновым. В качестве советников были привлечены: председатель Научного Совета исследовательского центра России С. Алексеев, советник государственного Совета Франции Ж. Аттали и председатель Конституционного Совета Франции Р. Дюма. Им предстояло разработать согласованный проект новой Конституции, в которой необходимо было устранить недостатки предыдущего Основного закона.

Прежде чем приступить к подготовке проекта, рабочая группа изучила десятки конституций других стран. Главным ориентиром служил не только опыт «западных демократий», но и опыт азиат-ских стран. Забегая вперед, скажем, что это положительно сказалось на качестве новой Конституции.

Обсуждали все

Без преувеличения можно сказать, что проект новой Конституции прошел через сито общественного мнения. В его обсуждении приняло участие свыше 3 миллионов 345 тысяч казахстанцев, внесших 31 886 предложений и замечаний, в результате которых в проект было внесено 1 100 поправок, приведших к изменению 55 из 98 статей проекта, вынесенного на обсуждение. Подсчитано, что в общей сложности было подготовлено 18 вариантов текста Конституции. Очень важно, что СМИ, в том числе и региональные, оказались вовлеченными в этот важный  процесс, и они выполнили свою историческую миссию. К примеру, в областной газете «Актюбинский вестник» дважды, 5 июля и 2 августа, публиковались проекты новой Конституции, а на страницах этого издания была развернута широкая площадка для различных мнений.

«Только от трудовых коллективов и горожан поступило свыше 100 предложений и замечаний по проекту Конституции, — пишет «АВ» (см. номер от 12 августа 1995 г.) — Многие из них вошли в окончательный проект».

Кроме того, большая роль в донесении проекта новой Конституции до населения республики принадлежит, помимо СМИ, государственному аппарату. Вся тяжесть по подготовке и проведению референдума легла именно на его плечи.

— Чувство ответственности перед народом и Президентом не позволило нам делать передышки, мы работали день и ночь, поскольку понимали, насколько важно для страны принятие нового Основного закона. Лично я как гражданин поддержал проект, внесенный рабочей группой, поддержка проекта исходила и от простых людей, — говорит Вальтер Лемле, работавший в то время заместителем руководителя областной администрации.

К работе по обсуждению проекта Основного закона подключились и представительства национальных меньшинств, также заинтересованные в стабильности и экономическом развитии государства.

— Во всех трудовых коллективах полным ходом шло обсуждение проекта Основного закона. Проект Конституции и вносимые предложения печатались в СМИ, к нам приезжали информационно-пропагандистские группы по разъяснению положений нового главного документа страны, поэтому недостатка в информации о происходящем не было. Стоит сказать, что  граждане, в том числе и  национальные меньшинства, поддержали проект Основного закона, потому что он принимался с учетом внесенных народом предложений, — делится впечатлением о том времени руководитель областного греческого национально-культурного центра «Эллада» Иван Липириди.

Добавим, что для удобства день референдума по всей стране был объявлен нерабочим, а на всех избирательных участках были организованы школьные базары, на которых можно было купить школьную форму и канцелярские принадлежности. Один из ресторанов города в честь плебисцита своими силами организовал благотворительный обед.

Народ сказал: «Да!»

30 августа 1995 года состоялся республиканский референдум. В нем приняло участие свыше 90,58 процента избирателей. Из них за принятие новой Конституции проголосовало 89,14 процента избирателей. За ходом голосования следило свыше тысячи наблюдателей по всей стране, в том числе и международных, при этом никаких серьезных нарушений они не заметили. В Актюбинской области на избирательные участки пришло 93,1 процента избирателей, проголосовало «за» 89,9 процента граждан, что выше среднереспубликанских цифр.

Несмотря на народную поддержку, были и противники принятия новой Конституции. Их главным аргументом являлось замедление развития так называемых демократических ценностей. Мало понимая реальный смысл демократии, они утверждали, что «принятие новой Конституции — это откат назад». Но как однажды сказал Глава государства: «Демократию невозможно внедрить декретом, ее надо выстрадать. Нельзя сразу бросаться в пучину демократических преобразований, это может губительно сказаться на развитии государства».

Базис правового государства

Основной закон 1995 года стал правовым фундаментом для построения социально ориентированного государства с рыночной экономикой и проведения последовательных демократических преобразований. Он вобрал в себя наиболее ценный опыт стран, имеющих длительную историю формирования и развития общественно-политического устройства на демократических началах. На базе действующей Конституции была укреплена казахстанская государственность, создана система разделения властей, сформировано новое законодательство.

В частности, был принят большой блок рыночных по своей идеологии законов, обеспечивших продвижение экономической и социальной реформ, финансовой, банковской и иной хозяйственной деятельности. Созданы условия для привлечения в страну крупного иностранного капитала. Была введена частная собственность на землю.

В действующем Основном законе провозглашены реально гарантируемые государством права. Сегодня они нашли свое закрепление в конкретных законодательных нормах и прочно вошли в повседневную жизнь людей. Важное значение в деле укрепления законности и правопорядка обрела судебная система.

— Действующая Конституция  обеспечила реальную независимость судей, недавно был введен институт присяжных. Укрепилось доверие  граждан к судам и правосудию, что в конечном счете позволяет сформировать правовое государство, — считает председатель областного суда Бектас Бекназаров.

Не исчерпавшая ресурсов

Очень важно, что за годы реформ Основной закон изменялся лишь дважды — в октябре 1998 года и в мае 2007-го, когда в него были  внесены поправки, вызванные велением времени. Они ознаменовали собой начало нового этапа демократического развития и политической модернизации суверенного Казахстана, вызвали положительный резонанс у отечественной и международной общественности.

Коррективы в Конституции призваны стимулировать глобальные изменения в политической системе, укрепить связи государства и институтов гражданского общества, поднять уровень функционирования законодательной власти и ответственности депутатов, усилить контроль Парламента над деятельностью Правительства, усовершенствовать судебные и иные механизмы защиты прав граждан, а также открыть простор для развития местного самоуправления. Конституционная реформа наряду с прочим затронула и блок вопросов, касающийся прав и свобод личности, в том числе права на неприкосновенность человеческого достоинства.

В заключение хотелось бы отметить, что четырнадцать лет — это не срок для подведения окончательных итогов, а очередной этап для оценки проделанной работы. За прошедшие годы страна достигла значительных успехов в преобразовании общества и государства. И сегодня мы можем с полной объективностью сказать, что наши успехи в экономике, стабильность, межнациональное и межконфессиональное согласие достигнуты на основе Конституции. Это выбор, который необходимо ценить и уважать.

Асхат Калжанов

(При подготовке материала использованы выдержки из книги  Президента РК Нурсултана Назарбаева «Казахстанский путь»)

Колонка "Взгляд"