Заработать на пряниках

Сейчас самое идеальное время начать … печь пряники. Впереди 8 Марта, Наурыз, 15 апреля (Ұлттық ғашықтар күні) и другие мероприятия, а значит, поводы удивить и порадовать родных и близких. Именно в феврале, марте, августе и декабре, утверждают эксперты, можно сделать самую крупную выручку на продаже пряников.
Многие сегодня пекут их в качестве презента, другие устраивают веселые большие раскраски для детей, третьи просто хотят делать что-то своими руками. Но есть и такие, а с каждым днем их становится все больше, кто превратил свое хобби в дело, на котором можно неплохо заработать, если, конечно, все продумать и прислушаться к советам профессионалов.

Мастер-класс от Александры Кошкиной || Фото из личного архива Александры КОШКИНОЙ

Лайфхак от «Зубра»
И такой шанс желающим предоставил социальный корпоративный фонд «Зубр» в рамках проекта «Экономическая независимость женщин – залог успешности будущих поколений» при поддержке Канадского фонда местных инициатив.
Консультант этого СКФ Валерий Ким провел мастер-класс «Как построить бизнес на пряниках?». Тема выбрана по запросам целевой аудитории: оказывается, многих интересует, как открыть такой бизнес.
Доступно и популярно поделилась своим опытом, а также секретами мастерства и фишками индивидуальный предприниматель с 5-летним стажем из Семея Александра Кошкина. Она рассказала, как и с чего начать, какое выбрать тесто (козульное, медовое, песочное), о видах, вкусовых предпочтениях.
– Почему именно пряники? Потому что их можно сделать заранее, подстроиться под любое мероприятие или событие, ведь сладкое любит большинство, – уверена спикер. – Преимуществом этого изделия можно назвать низкую себестоимость и возможность накрутки до …процентов.
Впервые Александра «познакомилась» с пряниками во время декретного отпуска и вышла из него уже индивидуальным предпринимателем. Тем, кто сегодня сидит дома по разным причинам, она рекомендует пройти обучение с учетом пандемии скорее онлайн, чем оффлайн.
В интернете можно открыть свою страничку в том же Инстаграме для рекламы и онлайн-продаж.
– Сделать пряник – не проблема, главное – его продать. Тут важно определиться с выбором целевой аудитории, понимать, кому вы хотите предложить свой продукт, – подчеркивает спикер. – Тем, кто решил начать, особенно на дому или в селе, хочу сказать, что это самый удобный бизнес.
Им можно заниматься даже на кухне однокомнатной квартиры. Главное, соблюдать чистоту, эпиднормы и требования санврачей. Если вы не зарегистрированы как ИП, разрешения на выпечку вам не нужно.
В первые свои пряники я вложила всего три тысячи тенге. На них купила муку, сахар, пудру. К слову, тогда я не просто начала печь пряники, мне пришлось бороться и с собственным страхом. У него, как известно, глаза велики.
Постепенно, справившись с тревогами и сомнениями, решила предложить то, что нужно покупателю, а не мне. Самое важное, знать, чем и как заинтересовать, а потом уже аргументировать.
Например, детской стоматологии можно предложить свои изделия в виде зуба с изображением любимого героя ребенка. Казалось бы, несовместимые вещи – стоматология и пряник. Но можно объяснить плачущему ребенку, что после процедуры он получит пряник, на котором нарисован Человек-паук или Бэтмен, и все пройдет отлично. Маленький пациент получит свой кусочек счастья и вернется сюда уже без страха. Родители и врач тоже будут довольны.
И это только один из возможных сценариев. Когда едем в гости или за рубеж, мы иногда не знаем, что повезти в качестве презента. Нанесите на пряник изображение знакового места малой родины, напишите: «Из Актобе с любовью!» и подарите. Поверьте, вы будете самым желанным гостем.

Гульнар Джармухамбетова дарит вкус детства || Фото из личного архива Гульнар ДЖАРМУХАМБЕТОВОЙ

От 5 тенге до «Лакомки»
Вот так, в двух словах, можно назвать путь из пункта «А» в пункт «Б» Гульнар Джармухамбетовой, товароведа по специальности. Сегодня она – известный предприниматель Алгинского района, опытный кондитер и авторитет в этом сегменте малого бизнеса. В далеком 1998 году 32-летняя женщина стала печь пряники, чтобы прокормить семью.
– Утром я брала необходимые ингредиенты в магазинах в долг. Днем выпекала до 50 килограммов продукции, продавала ее и вечером того же дня возвращала долги, – вспоминает индивидуальный предприниматель. – Все как-то сразу заладилось, наверное, потому, что отдавала себя делу полностью и целиком.
Да и товар, надо признать, был ходовым. 5 тенге за штуку мог позволить себе каждый, это была доступная даже по тем временам цена. Особенно любили лакомство дети, они брали сразу по два.
Для того, чтобы выпекать пряники, не надо было иметь специального образования, особых навыков и много денег. Это было малобюджетное, низкозатратное, но такое вкусное, интересное и благодарное дело.
Кстати, им можно заниматься и сейчас, когда из-за локдауна у женщин, особенно в аулах, нет больших финансовых средств и возможностей, так как пряники доступны для всех слоев населения и любых категорий покупателя. Их можно разрисовывать, ставить на торты, изготавливать в виде коврижек, упаковывать как призы и презенты.
Вариантов много, поле для фантазии очень большое. Надо только не бояться, дерзать, творить, мечтать и верить в себя. Тем более что государство предоставляет самые разнообразные инструменты поддержки, раньше этого всего не было. Выживали как могли.
Гульнар рассказала, что в 2000-м благодаря программе фонда «ТАСИС» взяла первый кредит в одном из банков второго уровня. На 1 000 долларов закупила оборудование, наняла кондитеров и стала заниматься выпечкой на профессиональном уровне. Через несколько лет открыла цех, где пекли уже торты, изделия из слоеного теста, другие востребованные изделия.
В 2018 году наша героиня решила взять тайм-аут и отойти от дел. Она сдала свой цех и небольшой магазин в аренду торговой сети «Дина» в городе Алге. Но надолго ее не хватило.
– Мастера, которые работали со мной 20 лет, остались без работы, а коллектив у нас очень хороший. Это дорогого стоит: никакими финансовыми средствами такое достояние не измеришь. Я взяла помещение в аренду и открыла мини-цех, – говорит Гульнар Джармухамбетова.
Сейчас у нее работает 17 человек. Вместе с ними она выкупила здание в бывшем раймаге. Там раньше была популярная кондитерская «Лакомка». Недалеко расположена школа, откуда ученицей она сама бегала за пирожными.
– Нашу продукцию знают не только в родном городке и районе, нас ждут в Хромату и Кандыагаше, есть свои покупатели в Актобе. На этот раз мы откроем не просто магазин-цех, мы вернем старую добрую сладкую сказку алгинцам, дадим им возможность снова попасть в прошлое и ощутить вкус детства. Двор планируем превратить в небольшое поле для развлечений. Каждому желающему предоставим возможность самому разрисовать пряник своей мечты.

В 2019 году мучных и кондитерских изделий (в том числе пряников) в розничной сети региона было продано на сумму 24 миллиона 442 тысячи тенге.
По данным облдепартамента статистики

Хобби – в бизнес
– Преимущество женщин в том, что они умеют довольствоваться малым, потому как очень терпеливы, последовательны и дотошны. Постепенно начинают расти посредством наших грантов. Окрепнув, используют уже кредитные ресурсы, – констатирует экс-руководитель РПП «Атамекен», а ныне секретарь гормаслихата Анар Даржанова. – Женщин отличает тяга к знаниям, вернее, к их трансферу. Для них не зазорно спрашивать, если они не знают, интересоваться, делиться опытом. Самое ценное, что они умеют – свое хобби превращать в бизнес. И это очень здорово, ведь они не работают, а занимаются любимым делом и при этом зарабатывают.

Только факты
В 2020 году азам бизнеса на курсах «Бастау» при РПП «Атамекен» обучились 1 400 человек.
Более 1 000 из них получили безвозмездные гранты и льготные кредиты, большинство из них женщины.
На гранты был выделен 1 млрд 36 млн тенге.
В сфере МСБ было занято 35% экономически активного населения региона.
Зарегистрировано 59 000 ИП, 45% из них созданы представительницами слабого пола.
Ляззат ЕГИБАЕВА

0
® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель