Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Женщины self-made экспериментов не боятся

Кулинария. Выпечка. Салонные процедуры. Индустрия красоты. Магазины одежды, текстиля. Учебные центры. И это далеко не полный перечень сфер бизнеса, где планка предпринимательских навыков женщин в конкурентоспособности между собой поднята очень высоко. Ода женского бизнеса современных self-made запрограммирована на устойчивую перспективу развития в крупное предприятие. Ну и без классики риска не обойтись. Героини публикации — относительно молодые предприниматели — новый материк не открыли, но занимаются серьезным делом. Они производят бытовую химию — хозяйственные товары для детей и взрослых.


История первая: Продвигаем народные традиции

Под семейной маркой Quan Cosmetics две сестры — Гульжанат и Гульдана — выпускают уникальную, с использованием природных компонентов, натуральную косметику с лечебным эффектом. Сейчас у них есть две линейки — уход за малышами и мамами Quan Babymama и уход для взрослых Quan Cosmetics. Сестры родом из Темирского района своими ресурсами создали местное производство по выпуску своей продукции.
Гульжанат — дипломированный экономист с опытом работы в банке. Но очередной декрет и рутина офисной работы заставили ее задуматься о новом этапе жизни и направлении энергии.
— Будучи мамой в декрете, занималась торговлей. Олигархов в семье нет, но друг друга всегда поддерживали и выручали. Благодаря этому прошла даже крещение сетевым маркетингом.
Активное поведение Гульжанат требовало поиска точки реализации коммерческой жилки и достижения финансовой стабильности. Предпринимательская женская ниша уже пестрела рекламой пекарен, салонов красоты, где тоже проявился талант будущей мастерицы. Рукоделие постигала у землячки Даны Наби, известного дизайнера национальной одежды.
Сестры выпускают мыло по оригинальной рецептуре — с добавлением трав, масел, противоаллергенных кремов — от сыпи, зуда, а также товаров в помощь мамам в послеродовой период. Название бренда связано с дорогим именем бабушки Куаныш (в переводе означает радость), которая оказала большое влияние на внучек и привила им любовь к казахским традиционным методам ухода. Бренд основан два года тому назад и уже представлен на полках магазинов Актобе.
По их словам, открывать новое в предпринимательстве, да еще и в сфере производства, всегда нелегко, требует бесконечных усилий и вдохновения.
Предвосхищая предвзятость читателя, скажу, что эта публикация — не просчитанный маркетинговый ход. Отечественные продукты местного производителя приоритетны для искушенного клиента с заявкой на национальный колорит.
Для того чтобы фармпродукты, помноженные на усердие сетевиков, не вытеснили малознакомый товар, необходимо широкое освещение и многое другое, чтобы повысить объем продаж.
Опыт врачевания народными методами может быть удостоен внимания через их посыл. Наследие предков по лечению болезней народными методами передается из поколения в поколение.
В нашей стране очень сильны традиции, и бабушки до сих пор мажут курдючным жиром (құйрық майы) младенцев. Молодежь, как правило, отталкивает специфический запах баранины. Неприятие вызывает и концентрат жира на теле.
— Мы создаем бальзамы на основе курдючного и козьего жира с включением растительных и эфирных масел. Они пахнут вкусно, впитываются быстро, и банку приятно держать в руках и на полке столика, — отмечает Гульжанат.
Гульжанат, мама двоих детей, отвечает в компании за продажи и маркетинг. На Гульдане, маме троих детей, имеющей техническое образование, производство и создание новых продуктов.
К детской линейке серии увлажняющих и питательных бальзамов с цинком, магнием, мылу с облепихой, оливковым маслом уже добавляется взрослая продукция: уходовые средства для женщин и мужчин, такие как скрабы, сыворотки, соли для ванн.
Естественно, без вложения финансов ничего этого и не было бы. Закуп производственной базы, аренда цеха и многое другое – за счет личных средств. Отмечу, что хозяйки обходятся своими силами, без помощников.
К слову, они прошли обучение в РПП «Атамекен», но в ходе конкурса грант им не выделили. Это не остановило сестер, хотя выход на местный рынок тоже пока идет со скрипом.
Они не опустили руки, в помощь им Instagram и сарафанное радио. Высокую оценку в своих отзывах оставляют благодарные покупатели и хозяева торговых точек, на полках которых товар раскупают. Предпринимательницы находятся в поиске рынка сбыта и каналов расширения. Иногда спонтанные клиенты, перепробовав массу чудодейственных лекарств, пробуют их продукцию и отмечают положительные сдвиги. Кстати, продукция Quan Cosmetics прошла сертификацию в Национальном центре экспертизы (город Алматы) на соответствие.
По словам бизнесвумен, люди еще с опаской относятся к маркировке «Сделано в Казахстане». Но уже после знакомства с их косметикой становятся лояльными потребителями. Дань уважения и признания уже снискали традиционные национальные блюда, одежда, текстиль, кожевенное ремесло, украшения из серебра. Теперь настала пора и косметической отрасли.


История вторая: «Aika» оценит каждая хозяйка

Бывшему финансисту, сотруднику нефтяной страховой компании Гульнаре Искаковой тема бизнеса не нова. У нее был опыт открытия кафетерия и производства тротуарной плитки. Шторм идей еще бушевал и просил выхода. Ей хотелось неповторяющегося бизнеса: кулинарное творчество и парикмахерское дело не вдохновляли.
— Супруг предложил просто сдавать в аренду помещение и жить на это, не заморачиваясь, — рассказывает Гульнара.
С выходом супруга на пенсию как военнослужащего на семейном совете заговорили о необходимости чем-то себя занять. Упор решили сделать исключительно на продукте местного качества, пусть не новом по сути, но своем. Маркировка «Сделано в Казахстане» с указанием родного города стала обязательным условием. Упор сделали на свою семью, тем более что в ней подрастает четверо детей. Так что дело будет кому передать.
Успеху предшествовал случай. При покупке сантехники в новый дом бизнесвумен обратила внимание на производителя – Узбекистан и
Туркменистан.
— Долго не думали, остановились на закупе франшизе по производству бытовой химии, — рассказала Гульнара Искакова. — Да, идея не нова. Рынок пресыщен. Но мы искали щадящие рецепты, неагрессивные.
К тому же производственный цех оборудован в том самом помещении, которое планировали сдавать. А бытовые средства для уборки дома нужны всегда, и не только хозяйкам. Единственным критерием стала самостоятельная работа без помощи специалистов.
Во-первых, закупаем сырье в соседних регионах: в помощь нам Карагандинские и Алматинские химзаводы. Это очень важно в плане поддержки отечественного производителя.
Во-вторых, пластиковую тару отбираем и закупаем очень тщательно. К примеру, для более жестких средств нужен пластик особой маркировки. Благодаря ресурсам интернета нашли в Каскелене завод по выпуску подобных. Для укрепления бизнеса по программе Даму взяли займ в размере 5 миллионов тенге.
В процессе смешивания сырья, выдержки температурного режима, фасовки участвуют все домочадцы. Арсенал моющих, чистящих средств пока невелик, но спрос рождает предложения. Тем более бизнес семейный, а значит, самый надежный и устойчивый.
У семейного бизнеса есть преимущества. К примеру, розлив и изготовление может происходить в удобное время. Реализация идет по общему принципу продаж: через инстаграм-страницы, в виде рассылок — через WhatsApp, а также на выставках и городских ярмарках.
Кстати, бренд назван Aika в честь младшей дочери. Также Гульнара — активный участник общественного фонда «100 друзей», известного тем, что приобретает жилье для людей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.
Нургуль АРИНОВА

Колонка "Взгляд"