Жилянковские бабушки, или Почему «Асыл әжелер» не едут на Eurovision

Европа поднята на уши:

поющие старушки из удмуртского села Бураново не только пробились в финал «Евровидения», но и влюбили в себя весь конкурсный состав и город Баку заодно, и имеют неплохие шансы на победу.

В чем секрет их очарования, и только ли удмуртские бабули могут украсить сцену?

«Па-ати фо эврибади, дэнс, камон эн дэнс!» — эту песенку теперь знает вся просвещенная Европа. А привычными атрибутами поп-артистов стали печка, передники и вязаные узорные носки. Будь такая возможность, бурановские бабушки привезли бы с собой на «Евровидение» коз, курочек и коровок, от которых еле оторвались.

Путь к вершине славы у бабушек, хоть и существует их ансамбль уже 40 лет, начался не так давно. Бабушки стали петь рок по-удмуртски. «Звезда по имени Солнце» или «Hotel California» на непонятном языке да по-старушечьи смиренными голосами звучали так проникновенно, что на youtube стали набирать нешуточное количество просмотров.

Дальше — больше. Нарядные старушки, которые и спеть, и сплясать горазды, стали гостями концертов и праздников. Потом бросили рефлексировать на тему апостола Андрея, ходившего по воде, пригласили продюсера самой Зыкиной, открыли собственный ресурс в сети, заказали песню позажигательнее да на английском и решились поехать на отборочный тур «Евровидения». И пока обалдевшее от сермяжной красы жюри приходило в себя, бабушки оставили позади Тимати с Биланом и вышли в финал. Это был настоящий прорыв. Теперь в активе бабушек — приглашения петь в Париже и Лондоне, интервью, репортажи и документальные фильмы с их участием. Да вот только самим бабушкам больше всего на свете хочется двух вещей: вернуться домой и, если получится, выиграть конкурс, построить в родном селе церковь. Для этого все и затевалось.

Чем так полюбились зрителям бабушки из Бураново? Во-первых, несомненной аутентичностью. Они, эти бабушки, настоящие до дрожи. Дома у них стоят такие прялки и горшки, что любой коллекционер винтажа за них дал бы отрезать себе палец. А в хлевах стоят самые реальные коровы, которых бабушки, едва вернувшись с выступления, бросаются доить: корове на гастроли начихать.

Во-вторых, слащавые песни о любви, подкрепляемые демонстрацией голых бедер и торсов, зрителям изрядно приелись. А тут бабули в монистах и передниках, не эротизмом берут, но душой.

Ну и, в-третьих, народ всегда любил драйв. А бабульки, раздающие на сцене испеченные тут же пирожки, — это драйв самый настоящий. И страсти тоже самые непритворные. «Вперед, бабушки! Мы вас любим!» — радуются одни. «Долой псевдоэтнический китч!» — негодуют другие.

Пока удмуртские бабушки в Баку приглашают на свою «Party for everybody», в Актобе ансамбль ничем не хуже никак не может выбраться хотя бы в соседнюю область.

«Асыл әжелер» собрались на очередную репетицию в ДК «Геолог», что в пригородном селе Каргалинском. Скоро их — коллектив со статусом народного — ждет аттестация на подтверждение звания. А пока неутомимые бабули, которым от 61 до 76 лет, стоят на сцене и готовятся петь.

— У моих бабушек 70 песен в репертуаре, — рассказывает руководитель ансамбля Каракоз Сагынова, — на казахском, русском, украинском языках. Если надо, говорит руководитель, бабушки споют и на английском. Только вот гастролируют они пока только по Актюбинской области.

Бабушки, нарядившиеся ради съемок в белые концертные костюмы, заводят песню на казахском. Затем задорную украинскую «Ты ж мэнэ пидманула», под которую еще и пляшут. Ну и под конец наши бабули выносят реквизит и исполняют уже театрализованный номер. Ничем не слабее бурановских бабушек. Только почему-то наших никто, кроме нас самих, не видит. Может, не хватает здоровья раскатывать по гастролям?

— Да нет, здоровья у них достаточно, — смеется Каракоз Сагынова. — Однажды в июле, в самую жару, ездили по районам, 4 часа провели в автобусе. Я сама чуть не померла, а они держатся. Так что морально и физически к гастролям бабушки готовы.

Проблема, по словам Каракоз Сагыновны, в том, что у хора бабушек нет финансирования. Коллектив как народный имеет только две ставки — руководителя и концертмейстера. Бабушки сюда ходят только для своего удовольствия. А уж о дальних поездках пока и говорить не приходится. Однажды им был пообещан автобус. Но время идет, а воз и ныне там.

А на аттестацию хора должны приехать деятели культуры из столицы. Бабушки, без сомнений, расстараются. Доберутся из Каргалинского куда скажут, переоденутся столько раз, сколько потребуется, выложатся на все сто. Споют, станцуют, сыграют и изобразят. И докажут, что не стали скучнее. А потом снова осядут в «Геологе», чтобы раз за разом колесить в границах области.

Может, нашим бабушкам стоит взять пример с бурановских? Не надеяться на звание народного коллектива, а взять и разучить пару песен из репертуара группы «Адаптация», да и выложить в интернет. Стать первыми панкующими старушками, чтобы обратить на себя больше внимания. А на концерт вынести казан баурсаков и раздать публике. Тогда, глядишь, и слава придет, и финансы, и дальние поездки.

Шолпан ТУЛЕУЛОВА

..............................................................®За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель................................................................