Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Звучи на радость людям

Национальные музыкальные инструменты — неотъемлемая часть культуры любого народа. Большинство из них появились задолго до возникновения нотной грамоты и стали настоящей отдушиной для людей. Играют ли сегодня представители актюбинских диаспор на своих национальных инструментах, легко ли достать настоящие гусли, нагару или гонг? Об этом и не только — в нашей Главной теме.

У гуслей есть душа

Знакомьтесь, Павел Маглели — преподаватель игры на 6-струнной гитаре творческой студии «Family school», этномузыкант. Участвуя в областном конкурсе «Гитар серебряные струны», Павел представил композицию в сопровождении гуслей, чем и заинтриговал актюбинскую публику.

В музыкальном фольклоре Павла интересует все: от формы произведений до средств воспроизведения. Он хорошо знает историю развития русской этнокультуры, уходящей корнями в языческое прошлое, и знаком со многими современными российскими этномузыкантами. Реализует интерес, являясь участником ансамбля «Коляда» ЭКО «Слявяне» при областном Доме дружбы, где играет на гуслях, дудочке, флейте.

— Павел, почему именно гусли?

— Нравится их звучание. Гусли есть почти у каждого народа, просто представлены в другой форме, под другим названием и, естественно, имеют звуковые нюансы. Гусли могут сопровождать любое вокальное произведение, и ими же можно воспроизвести отдельную мелодию, наигрыш. Когда «Коляда» выступает в дуэте с вокальной группой «Купава», я с удовольствием аккомпанирую на любимом инструменте. Но вообще моя точка зрения такова: лучше всего гусли звучат с этноинструментами. Поэтому было бы здорово собрать этноколлектив.

— Откуда у тебя заметный южнорусский выговор?

— От бабушки Валентины Семеновны, уроженки Курской области. И углубленный интерес к славянскому фольклору тоже, скорее всего, от нее.

Имея особое пристрастие к южнорусской народной песне, парень хорошо разбирается в течениях современного русского фольклора. Безусловно, бабушка по мере знаний ставила акценты вроде «так у нас в деревне пели». И это не утрирование: народная музыка как таковая не привязана к нотам, не имеет рамок, выступая явлением крайне самобытным. Наверное, поэтому в каждой деревне свои каноны.

Игре на гуслях Павел Маглели учился методом проб и ошибок.

— Учиться нужно сразу у профессионалов, тем более, что сегодняшние онлайн-возможности безграничны. Мой учитель — Максим Анухин, гусляр-импровизатор из Санкт-Петербурга. Я прошел у него начальный четырехмесячный курс обучения. Техника Максима — это синтез русской безутяшной (бесконечной) игры и индийских ритмических рисунков (в данном случае рисунок как музыкальная форма. — Прим. автора). Кстати, учитель порекомендовал и мастера, который сделал мой инструмент, а ЭКО «Славяне» помогло с приобретением.

— Что значит для тебя народная музыка?

— Народная музыка аутентична, она является показателем абсолютного слияния человека с природой. Примерно это выглядит так. Вы качаете ребенка, а где-то на кухне поет свекровь. Чувствуя мелодию, вы ее тут же подхватываете, но ребенок от этого не просыпается: он воспринимает песню как шелест листьев за окном или дуновение ветра. И это — душа фольклорного искусства.

Обучившись искусству игры на гуслях, молодой Садко из центра «Славяне» решил освоить русские духовые. Тем более что свирель ему уже была знакома. По интернету Павел заказал из российского Звенигорода пастуший рожок или, по-другому, жалейку. Теперь он развлекает себя, друзей по ЭКО и соседей то жалобными, плачущими, то веселыми, удалыми наигрышами.

— Жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 сантиметров. В верхней части находится пищик с одинарным язычком из соломинки, а на нижний надет раструб из коровьего рога. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На моем инструменте шесть отверстий. Сложность заключается в том, что плохо держится строй. И еще — поток воздуха должен быть постоянным и ровным. Это истинно русский народный инструмент, причем мужской. Женщины в деревнях пели песни, а мужчины подыгрывали на рожке. Исполнять можно как протяжную музыку, так и плясовую, частушки. Тембр жалейки пронзительный, печальный и жалостливый, — знакомит нас со своей новинкой Павел Маглели.

 

 

Музыка большого гонга

Удар по большому гонгу отозвался гулким, протяжным эхом ветра. Казалось, воздух колышется и проникает в сердце.

По-корейски этот инструмент называется «чин». В культуре Самульнори, представляющую собой игру на самобытных ударных инструментах, большой гонг символизирует стихию воздуха. Его нам демонстрирует руководитель корейского ансамбля песни и танца «Самульнори» Галина Ажгалиева:

— Весит этот гонг восемь килограммов. Во время игры его устанавливают на специальную подставку, а во время танца держат за веревку, продетую сквозь отверстия. Обратите внимание, ударная поверхность чина бронзовая, изготовлена она методом холодной ковки. Это трудоемкая работа, видимо, поэтому гонг стоит больших денег. Нам подарили его вместе с другими ударными инструментами в 2000 году от имени посольства Республики Кореи в Казахстане. В те годы стоимость гонга равнялась цене трехкомнатной квартиры.

При игре на чине используется колотушка — небольшая палка с набалдашником, обернутым в плотную ткань.

— Говорят, в старину чин был инструментом шаманов. С его помощью изгоняли злых духов, очищали помещения, — рассказывает Галина Леонидовна.

Значение слова «самульнори» — «четыре инструмента». Кроме чина, используются квэнгвари — маленький гонг, символизирующий огонь, гром. Бук — большой барабан в виде бочки, сделанный из кожи, представляет собой символ земли. Чанго — двусторонний барабан, напоминающий песочные часы. Он олицетворяет дождь, воду. Так как на нем можно производить самые сложные ритмы, он является основным аккомпанирующим и солирующим инструментом. Вкупе все эти ударные выдают гармонично сочетающиеся звуки четырех стихий.

— Неискушенному слушателю кажется, будто на этих инструментах очень легко играть, стучи себе, как пожелаешь. На самом деле это далеко не так. Прежде чем приступить к игре, мы заучиваем с каждым участником ансамбля ритмический рисунок. Простукиваем его по столу, по коленкам, произносим при этом определенные слоги, чтобы легче запоминалось. Во время выступлений бывают моменты, когда игра прекращается, и громко, ритмично декламируются две-три строчки стихотворений. В них тоже говорится о неразрывной связи человека с природой, — завершает беседу руководитель ансамбля.

 

«Қарлығаш» на сазсырнае

Среди множества казахских народных инструментов — жетигена, сазсырная, шанкобыза, кылкобыза, дауылпаза, асатаяка, шинкилдека, туяктаса — одним из самых редких и интересных является  сазсырнай. В нашей области по пальцам можно пересчитать тех, кто владеет искусством игры на этом инструменте из глины.

Айымгуль Бисембаева научилась играть на сазсырнае лет в девять-десять. Азы искусства игры получила от папы — преподавателя класса домбры в музыкальной школе Кандыагаша.

— Сазсырнай, на котором я играю с детства, имеет форму яйца. Настроен на тональность ля. В зависимости от произведения иногда используют сазсырнай с настройкой на ноту соль. В инструменте шесть отверстий, диапазон — одна октава. Это духовой инструмент из группы флейты. Новички иногда начинают дуть прямо в отверстие, это неверно. Звук извлекается благодаря потоку воздуха, идущего под углом. Поток должен быть легким, как дуновение ветерка. Именно от дыхания зависит сила звука. Кроме того, можно повысить, понизить звук на полтона, взяв диез или бемоль. Так что здесь главное — не работа пальцами, а выдох. Не теория, а ощущения во время игры.

Девушка перечисляет произведения, в которых используется сазсырнай: «Кішкентай» Сейдоллы Байтерекова, «Қарлығаш» Ахмета Жубанова, народная «Дайдидау» и др. Айымгуль наигрывает на сазсырнае попурри, и комнату наполняют чуть хрипловатые задушевные звуки. Этот уникальный инструмент, созданный народом, настраивает на печаль, раздумья.

— На сазсырнае хорошо играется в одиночестве, — признается Айымгуль.

 

 Какая свадьба без нагары?

На окраине столицы Азербайджана Баку есть территория Гобустан, известная с XVIII тысячелетия до нашей эры. Среди множества древних памятников истории между пещерами и скалами находится и камень-бубен Гавалдаш. На этом природном инструменте можно играть с помощью мелких камней: в разных частях огромная таинственная пластина имеет разную тональность.

Об этом древнейшем барабане рассказал руководитель азербайджанского ЭКО Шахбаз Джамалов. А 19-летний Рахим Гулиев познакомил нас с современным «потомком» Гавалдаша — азербайджан-ским барабаном нагара.

— Буква г в этом слове произносится как казахская ғ, — уточняет Шахбаз Илал оглы.

Рахим садится, устанавливает нагару на левом колене и начинает демонстрировать искусство ударника.

— Нагара — один из видов кавказских барабанов, такие же используются во многих странах Средней Азии. В Азербайджане нагара — самый распространенный инструмент, без него не обходится ни одна свадьба, ни один концерт. Иногда нагара солирует, иногда играет в ансамбле из 15-20 таких же барабанов, иногда — в составе других народных инструментов: зурны, саза, кларнета, тара, балабана, кяманчи, — рассказывает он.

Рахим с раннего детства любил стучать по столу пальцами и ладошками. Пристрастие к ритму переросло в хобби. По просьбе парня года два назад отец привез ему с исторической родины настоящую нагару. Первым учителем стал старший товарищ по этнокультурному объединению. Позже, будучи в Азербайджане, Рахим взял несколько уроков у родственников. Важным было все: как правильно держать инструмент, когда ударять пальцами, а когда ладошкой, как делать щелчки, шлепки, тремоло и трели. Главное — как найти нужный ритм со всеми акцентами, синкопами, переходами.

— Это было для меня самым сложным. Пришлось много слушать и учиться, в том числе по видеозаписям. Также учился расслаблять руку: запястье должно быть свободным, словно подвешенным за веревочку. Когда руки напряжены, они быстрее устают, да и музыка получается однообразной, как заезженная пластинка, — продолжает Рахим.

Даже две одинаковые по виду и размеру нагары будут звучать по-разному. Звук зависит от натяжения веревок, стягивающих корпус барабана, от диаметра, толщины мембраны. Он показывает, как во время игры можно переворачивать барабан, перекидывать на другую сторону, устанавливать меж колен и даже крутить на пальце. Это целое искусство, и оно становится во много раз зрелищнее, когда играет группа нагаристов.

 

 

Поел, помыл да пошел играть

Так говорят об этом своеобразном народном инструменте славян. И мало кому известно, что в Актобе успешно работает единственный на весь Казахстан ансамбль ложкарей.

Творческий коллектив образовался лет десять назад при Доме культуры металлургов. Идея его создания принадлежит руководителю этнокультурного объединения украинцев «Оксана» Валентине Моисеенко. Красивый номер с ложками она увидела в Украине. Решила его повторить здесь, в Актобе. Номер произвел такой фурор на сцене, что после выступления зал аплодировал стоя. С тех пор ансамбль ложкарей планку не снижает. Ныне коллектив возглавляет 17-летний Алексей Васин. Ансамбль состоит в основном из школьников, хотя есть и дети до-школьного возраста. Самый взрослый, помимо Алексея, Артем Смирнов учится в 10-м классе. Его еще маленьким привела бабушка. Близнецы Коля и Слава Ермошкины учатся в 4 классе в школе № 13, но кружок посещают с пяти лет. Их также приводит бабушка. Хотя Ермошкины говорят, что им вовсе не трудно играть на ложках, Алексей признается: чтобы довести их игру до нынешнего уровня, потребовалась кропотливая работа.

— Родители детей мою деятельность одобряют, говорят, что я неплохо работаю с ними, — говорит Алексей Васин и добавляет, что с помощью ложек слух и ритм развиваются с малых лет.

— Как-то к нам пришел закомплексованный мальчик. Благодаря занятиям раскрылся его потенциал, сейчас он играет в другом ансамбле на другом инструменте. Или та же маленькая Полина. Приходит к нам за-спанная, а через десять минут игры на ложках у нее поднимается настроение, — рассказывает Алексей.

Отрадно отметить, что актюбин-ский ансамбль ложкарей в 2011 году в Астане стал обладателем Гран-при фестиваля Украины в Казахстане, а в прошлом году занял второе место. По мнению Алексея Васина, причиной снижения результата явилось ежегодное обновление коллектива на 50-60 процентов. Многие опытные ложкари, повзрослев, уезжают на учебу в другие города. И в этом году с сентября ему придется заново обходить детские сады, набирая новых участников ансамбля.

По словам руководителя ансамбля, ложки — это народный инструмент славян, но лучше других на них играют украинцы.

— У них даже есть маленький дет-ский стишок: «Поел, помыл да пошел играть», — говорит Алексей Васин. — После трапезы вытираешь ложку о кушак и… вперед в игру, в пляс. Вместе с тем не каждый может играть на этом инструменте. Обычно один исполнитель играет на двух, трех или четырех ложках одновременно. В принципе, может быть любое их количество, все зависит от фантазии исполнителя.

Что касается самого инструмента, ложки члены ансамбля покупают сами, каждая стоит 300-400 тенге. Правда, те, что есть на наших рынках, часто ломаются. Поэтому во время поездок на историческую родину в первую очередь музыканты покупают инструменты. Но на последний Новый год им подарили настоящие лакированные харьковские ложки.

— Сколько ими не стучи, они не ломаются. Эти ложки концертные или для особого случая, — говорит Алексей.

Над Главной темой работали Гульсым НАЗАРБАЕВА,
Абат КАРАТАЕВ и Татьяна ВИНОГРАДОВА

Колонка "Взгляд"