А что за ширмой?

Корни театра кукол – в глубокой древности. Считается, что возникло это искусство как ритуальное, ведь тематика самых старых кукольных спектаклей религиозная. В нашем городе несколько театров кукол, и каждый интересен по-своему. Сегодня, в Международный день кукольника, мы публикуем интервью с руководителями двух из них, чтобы из первых рук получить информацию об одном из древнейших искусств.

Новости о спектаклях можно узнать на сайте ГДШ: dvorec-aktobe.kz

Создательница
Отличник культуры РК, художник по театральным костюмам и директор «Алакая» Асия Курманалина – кукольник-профессионал, а ее имя известно и на постсоветском пространстве, и в дальнем зарубежье. Награда «Лучшая работа художника» на «Буа. Пространство диалога-2018», знак Союза театральных деятелей РК «Еңліккүл-2011», Ассоциацией театров Казахстана названа лучшим кукольным мастером 2019 года, и это далеко не полный послужной список собеседницы «АВ».
– Что мне нравится больше – создавать декорации к спектаклю, костюмы или кукол, – сказать не могу, так как не могу разделить эти три вещи, – призналась Асия Тажбековна. – Театр кукол – очень важное звено в воспитании человека с первых лет жизни, так как прививает вечные ценности. Скажу больше: язык этого искусства погружает нас в мир детей, заставляя вибрировать на одной частоте с ними. И респект родителям, которые стремятся погрузить детей в пространство созидательной энергии, потом обсуждают с ними поступки персонажей, интересуются, что увидел-услышал малыш. Ребенок должен понять, прочувствовать, пережить инсайт от живого общения – этого не дают гаджеты. Почему в нынешнее время так актуален театр кукол и театр вообще? Потому что дает живое общение. Те, кто это понимает, спасут мир, ведь завтра расхлебывать будет поздно. А мы работаем так, чтобы зритель любил «Алакай» и ходил к нам.
– Асия Тажбековна, принято считать, что театр кукол – исключительно для детей, но триумф спектакля Мейрама Хабибуллина «Шапан» по «Шинели» Гоголя подтверждает мнение корифеев о том, что мы имеем дело с разновидностью театрального жанра. Совершенно потрясающие куклы в этом спектакле: главный герой из пустых консервных банок, безголовые пальто. И постановка отмечена неоднократно – лучшая сценография на «Ассалаумагалейкум-2018» и «Балауса-2017»…
– Через куклу идентифицировать общественную ситуацию очень просто. Какая идея звучит в подтексте «Шапана», в том числе через кукол? Кукла фактически из мусора, значит, герой – из отбросов общества. Разве не так подан Гоголем Акакий Акакиевич? Пустые консервные банки – это пустота его жизни. И финал – герой умирает из-за того, что у него украли такими жертвами реализованную мечту! – должен насторожить: какие ценности культивируются в обществе, где безголовые богатые шинели властвуют над людьми с мелкими целями? Думаю, изобразительные возможности театра кукол ярче и доступнее других форм, а путь введения зрителя в подтекст более короткий.

Преемственность
Надежда Митрохина имеет отношение к еще одному театру ГДШ – театру ростовых кукол «Арлекин».
– В 1999 году тогдашний руководитель «Колокольчика» Валентина Карпенко позвонила мне и сказала, что затеяла создание нового театра, а лучшей кандидатуры, чем я, не видит, – рассказала Надежда Владимировна. – Я тогда училась в вузе, но предложение было слишком заманчивым… В «Арлекине» тот же возрастной ценз, те же возможности развития, но иной вид напольных кукол, позволяющих делать шоу, поэтому его посещают дети с несколько иным характером, чем в «Колокольчике».

Первый и вечный театр каждого из нас
Руководитель образцового театра кукол «Колокольчик» Надежда Митрохина (на фото), как и многие ее коллеги по ГДШ, выросла в этом театре.
– Театру 49 лет, то есть его первые артисты приводят сюда уже своих внуков, – рассказывает Надежда Владимировна. – Я сама пришла в «Колокольчик» в 11 лет и не расстаюсь с ним. Моим педагогом является основатель театра Валентина Карпенко, с которой и сейчас советуюсь очень часто. Кстати, Валентина Васильевна не пропускает ни одной нашей премьеры. Какая магия в театре кукол? Эта магия – любовь: когда берешь в руки куклу, она оживает…
– Юному актеру приходится раздваиваться?
– …и обе личности – живая и ожившая – пребывают в очень гармоничных отношениях. Персонажи, которых я играла в детстве, до сих пор во мне живут. Например, любимая роль Волка из «Ну, Волк, погоди!»: его я чувствую по-прежнему, его репликой могу ответить в тему.
– Сколько ребят посещает «Колокольчик»?
– Около 40. Это школьники и учащиеся колледжей 8-16 лет. Есть мальчик 6 лет, Дживад Гулиев: куклу водить ему еще не по силам, но он очень талантлив драматически – совсем недавно на республиканском конкурсе «Жас өнерпаз» взял I место в номинации «Художественное слово». Впрочем, на этом конкурсе мои воспитанники получили еще два первых и два вторых места. А неделей раньше 8-летняя Айлин Умарова победила на аналогичном конкурсе в той же номинации; почетную грамоту дали и мне. Обучение художественному чтению в театре ведется уже давно, а вот участвовать в конкурсах стали недавно. В целом же за почти 50 лет работы театра перечислить победы невозможно, но главное не это, а те социальные навыки, которые дает детям театр кукол.
Надежда Митрохина долго перечисляла, что прививает ребятам любимое занятие:
– От момента раздачи ролей до премьеры они проходят очень серьезный путь. Заучивание роли – борьба маленького актера с ленью: кто сегодня может похвастать такой усидчивостью? Игра во время спектакля – трудоемкий процесс, поэтому я делю одну роль на двух человек, и незадействованные сию минуту без дела не сидят: меняют декорации, открывают занавес, создают шум, подают дым, ведь театр кукол – работа коллективная.

В процессе творчества
Одну из важных ролей в театре играет художник (а в театре кукол особенно). Художник «Колокольчика» Гульнара Турмаганбетова – выпускница Актюбинского культпросветучилища и АРГУ имени К. Жубанова. Приведя в 2005 году дочь в кружок изобразительного искусства, Гульнара встретила в ГДШ сокурсницу, узнала, что в театр кукол требуется художник, и осталась в нем.
– Изготовление разных кукол требует разного количества времени, все зависит от размеров и сложности, – рассказывает мастер. – А ребята участвуют не только в создании образов, но и в создании кукол. Как художнику мне здесь очень интересно!

Педагог особенно подчеркнула, что занятие оптимально для детей стеснительных, часто встречающихся среди творческих натур:
– Ширма помогает им раскрепоститься, проявить сполна эмпатические наклонности, тем самым решая важную педагогическую миссию.
Творческое воображение, фантазия, мышление, память, инициативность, взаимовыручка – лишь часть качеств, развивающихся в юных артистах в театре кукол. А главное, ребята трудятся, в течение года отрабатывая до пяти спектаклей – два новых и два-три из прежнего сезона.
…Не исключено, что в поддержание традиции нынешнего руководителя после ее выхода на заслуженный отдых сменит воспитанник «Колокольчика», ведь магия – величина постоянная, и дети будут рождаться всегда.
Татьяна ВИНОГРАДОВА

Фото автора

0
® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель