Артем Райзих: Интернациональную семью объединяет казахский язык

Страна готовится достойно отметить 30-летие Независимости в декабре. Для педагога Мартукской средней школы № 1 Артема Райзиха этот праздник будет двойным: юбилей родины совпадает с личной круглой датой. Ровесник суверенитета со дня своего рождения впитывает все достижения молодого государства, развиваясь параллельно с ним. Вне сомнения, Артем — наглядный пример того, каким должен быть гражданин Казахстана.

— Артем, как ровесник страны воспринимает столь необычное совпадение в датах?

— Я родился 25 декабря 1991 года, то есть разница буквально несколько дней. Моя жизнь неразрывно связана с историей Независимости нашей страны, ее становлением. Свободно окончил школу, свободно выбрал университет, где получил желанную профессию, имею работу, стабильный заработок. Обзавелся семьей, у меня двое детей. Все это благодаря грамотной политике руководства страны. Думаю, Казахстан хорошо развивается как в политическом, так и экономическом плане. Шаги развития молодого государства уверенные. В данный период, к примеру, очень много возможностей особенно для молодых, все дороги открыты для нас. Главное, иметь конкретные цели, сильное желание действовать во благо родины, а не только для себя одного, тогда все у нас получится, и мы будем процветать.

— Чтобы прислушаться к вашим словам, хотелось бы ближе узнать вас.

— Моя малая родина – село Кенкияк Темирского района. Родился в простой интернациональной семье. Мой отец из волжских немцев. Его предки в конце пятидесятых годов минувшего столетия прибыли в Актюбинскую область из Молдавии. Бабушка рано осталась сиротой и воспитывалась в детском доме, возможно, потому и назвала сына русским именем Иван. Жили в Шубаркудуке, в 1972 году поселились в соседнем Кенкияке. В довоенные годы в поисках лучшей доли мамина родня переехала из Татарстана в Казахстан, в Гурьевскую (ныне Атыраускую) область.
Родители встретились в Актобе, я у них единственный ребенок. Отец работает слесарем. Мама, Фарида Давидовна, — выпускница педагогического училища, тридцать лет преподает в начальных классах. В ее имени отголоски советского прошлого, правильно отчество должно звучать Дауытовна, но мусульманское имя записали в документе привычно русскому слуху.
Всей семьей мы свободно говорим на казахском языке. Для меня этот язык знаком с раннего детства, потому что рос в окружении казахов. Учиться пошел в смешанную школу, в русский класс, но на переменах, да и на улице со сверстниками общался в основном на казахском.

— Вы, хоть и выросли в нефтяном поселке, но пошли по стопам матери и стали учителем.

— Я рано увлекся историей, она всегда была одним из самых интересных предметов. Окончил историчес-
кий факультет Западно-Казахстанского государственного университета имени Махамбета Утемисова в Уральске. Преподаю восьмой год. Начинал в маленьких аулах, малокомплектных школах с контингентом в пятьдесят-шестьдесят учеников до девятого класса. Преподавал историю и географию, попробовал себя в социальной педагогике, есть опыт учителя начальных классов, воспитателя в интернате и научного сотрудника историко-краеведческого музея.
Шестой год живу в райцентре Мартуке, работаю в средней школе № 1. На всем моем пути помогают старшие коллеги, за что им очень благодарен. Мне важно быть для учеников другом, наставником, примером, так как именно в школе формируется личность, характер будущего гражданина страны.
В истории народа нет неинтересных периодов, но детям особенно нравится средневековье. На это время приходится много событий, связанных с тюркским каганатом, которые завершились формированием казахского ханства. Уроки стараюсь вести и давать детям материал так, как было бы это интересно мне самому, максимально доступным для подростка языком. Кстати, совсем недавно завел страницу в Тик-токе, куда стараюсь выкладывать как познавательные ролики по своему предмету, так и развлекательные из жизни школы. Стараюсь идти в ногу со временем вместе с детьми, баламен бала бол, дегендей.
Расширяя кругозор, в свободные минуты читаю в основном историческую литературу. Последний год увлекся мотивационными книгами. Если говорить об увлечениях, то, прежде всего, это нумизматика. Все началось с трех серебряных монет двадцатых годов прошлого века, доставшихся маме от бабушки в наследство. В Кенкияке сосед, узнав о моем хобби, подарил серебряную монету времен правления Николая Второго. Сейчас у меня собралась небольшая коллекция, опять-таки связанная с историей. Еще, как и многие мужчины, люблю рыбалку, правда, выезжать на природу получается реже, чем хотелось бы.

— Как помогает знание государственного языка в повседневной жизни?

— Мне посчастливилось, что я вырос в той среде, где в основном все говорили на казахском, поэтому на достаточном уровне владею им, не скажу, что в совершенстве, но поддержать диалог могу.
Жена у меня казашка, мы с ней познакомились на предметной олимпиаде. Она преподает английский язык. Асем из рода төрт қара, который относится к алимулы Младшего жуза. У нас подрастают дочки – четыре годика Аделине и три – Ариане. Мы их определили в казахскую группу детского садика. С самого их рождения проводим все положенные казахские обряды: қырқынан шығару, шілдехана, тұсаукесер… Раз живу в Казахстане, то пропитан этим менталитетом. Стараемся соблюдать все национальные традиции, часто за нашим дастарханом собираются родственники.
Кстати, мама Асем, моя теща — учитель казахского языка и литературы с большим стажем. Как видите, наша семья не только интернациональная, у нас династия педагогов.

— На ваш взгляд, что нужно человеку для того, чтобы он заговорил на государственном языке?

— Здесь главное — желание учиться. У меня есть товарищ, познакомился с ним на республиканском молодежном форуме «Тili birdin — tilegi bir», прошедшем в Костанае в 2018 году. Житель Шымкента временно переехал в Костанай только для того-, чтобы оказаться в той среде, где больше говорят на русском языке. Таким методом он решил овладеть русским. Следуя его примеру, кому-то можно пожить там, где в обиходе в основном казахский язык. Для другого достаточно онлайн-курсов, которых сейчас большое разнообразие, к тому же бесплатных. Главное, еще раз подчеркну, желание и практика, нужно стараться больше говорить, спрашивать непонятное, узнавать новое. В обществе стараться говорить так, как получается, не стесняться. Думаю, при должном желании казахский язык на уровне разговорного сможет выучить любой.
Все же, у меня достаточно знакомых не казахов, которые свободно владеют государственным языком. Хочу улучшить свой уровень владения, для этого планирую читать казахских авторов в оригинале.

— Артем, в вашем архиве хранятся благодарственные письма Елбасы, Президента страны.

— Первое письмо я получил в 2019 году от Касым-Жомарта Кемелевича Токаева за активное участие в агитационной работе в ходе предвыборной компании, за
«…поддержку курса Елбасы. А также политики на дальнейшее развитие страны на основе принципов преемственности, справедливости и прогресса».
Второе, за подписью Нурсултана Абишевича Назарбаева, в 2020 году. Не могу похвастать особыми достижениями в волонтерстве, но со школьной скамьи и в студенческие годы всегда принимал активное учас-тие в общественной жизни. Три года подряд выезжал на археологические раскопки, ездил на конференцию в Российскую Федерацию по археологии, туда же в составе поисковых отрядов по захоронению фронтовиков. Эту тенденцию сохранил, став учителем. С первого трудового дня стараюсь участвовать в общественной жизни не только педагогического коллектива, но и района.
Моя натура такова, что не могу ждать, пока кто-то будет за меня что-то делать. Старюсь быть самостоятельным, брать ответственность на себя, быть полезным обществу, увлекать этим друзей и воспитывать учеников в таком же духе.
Мне трижды посчастливилось быть на мероприятиях с участием Елбасы. Благодарственным письмом отмечен мой небольшой вклад в противостояние пандемии коронавируса. Добровольцы нашего района с первых дней помогали семьям, попавшим в беду. Регулярно раздавали продукты питания, медицинские маски. Минувший год, начавшийся с карантина, был временем переосмысления многих вещей.
В заключение хочу отметить, процветание и развитие независимого Казахстана в руках молодежи, и мы должны приложить все свои усилия на благо нашей родины.
В программе партии «Nur Otan», разработанной до 2030 года, одной из целей предстоящего десятилетия обозначена проактивная молодежная политика, где образование станет центральным звеном новой модели экономического роста, рынка труда. Добиться этого — задача нашего поколения, задача тридцатилетних.
Жанат СИСЕКЕНОВА

Фото из личного архива Артема Райзиха

® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель