Берегись автомобиля

На дорогах каждый день происходят ДТП, иногда со смертельным исходом. Только на трассах региона с начала года погибло 44 человека. Почему случаются аварии, что делается для их уменьшения и какие правила дорожного движения нарушаются чаще всего? Об этом в преддверии Дня автомобилиста наша Главная тема.

Ситуация на дорогах Актобе…

Главными причинами ДТП в черте города являются превышение скорости и элементарное отсутствие водительской этики.

Автомобильный поток в регионе растет. Только за год число машин выросло со 170 000 до 210 000, это без учета транспорта из стран Таможенного союза. Многочисленные пробки, увеличившиеся в последнее время, создают беспорядок и аварийные ситуации: нередко отдельные лихачи стараются быстрее объехать заторы, не обращая внимания на других участников движения. Это хорошо, если авария обходится царапиной или вмятиной машины, но ведь бывают и жертвы. В большинстве случаев ими становятся пешеходы. Но, как утверждают полицейские, наезд на людей происходит не только по вине водителя. Зачастую горожане сами переходят дорогу в неположенном месте, перебегают проезжую часть, не смотря по сторонам.
Для уменьшения числа ДТП стражи порядка предлагают увеличить количество камер видеонаблюдения. По их словам, видеофиксация сильно дисциплинирует водителей: никто не хочет платить штраф, который сейчас составляет как минимум 10 000 тенге.
Немалую роль в безопасности движения играет и дорожно-транспортная инфраструктура. Строительство развязок, подземные и надземные пешеходы, светофоры, освещение снижают статистику ДТП. Разбитое состояние дорожных полотен тоже вносит вклад в создание аварийных ситуаций: водитель, пытаясь объехать кочку или яму, часто задевает соседний транспорт. Над выявлением и устранением этих и других недостатков в городе работает отдел дорожной и технической инспекции совместно с КГУ «Центр по обеспечению безопасности дорожного движения и цифровых технологий». Благодаря их усилиям для увеличения пропускной способности дорог в часы пик изменено направление проезда на некоторых улицах, для предотвращения наездов на пешеходов в темное время суток устанавливаются освещаемые пешеходные переходы, заделываются выбоины. Светофоры ставятся с кнопками вызова, что тоже влияет на скорость движения: при отсутствии пешеходов транспорт может, не останавливаясь, ехать дальше.
Частые аварии в прошлом году регистрировались на проспекте К. Нокина, верхней трассе Актобе – Орск возле роддома, Кобдинской трассе возле больниц. На этих участках установлены светофоры и уличные фонари, обновлены дорожные знаки. Это заметно повлияло на снижение количества аварий.
– Львиная доля дорожно-транспортных происшествий происходит из-за недисциплинированности водителей. Культура вождения в регионе очень низкая. Все спешат куда-то, не пропускают. Большей части ДТП можно было бы избежать, если соблюдаются правила дорожного движения и водительская этика. Каждый, садящийся за руль, должен чувствовать ответственность не только за себя, но и за остальных участников движения: других водителей, пешеходов, мотоциклистов и велосипедистов. У казахов есть хорошая поговорка: «Ел боламын десең, бесігіңді түзе», что в переводе означает «Если думаешь о будущем страны, начинай с колыбели». Поэтому изучать правила безопасного движения необходимо с садика, затем продолжать в школе. Родители тоже должны прививать детям ценности на собственном примере, – считает начальник отдела дорожно-технической инспекции управления административной полиции области Еркин Утегенов.
Отдельной категорией нарушителей являются водители автобусов.
– Они гоняют, потому что им нужно выполнять дневной план. Чтобы решить этот вопрос, необходимо ввести, как в столице, безналичный расчет и поднять оплату водителям общественного транспорта, тогда их заработок не будет зависеть от количества пассажиров и выполненных рейсов, а мы сможем навести порядок. Думали автобусникам выделить отдельную полосу, но наши дороги не предназначены для этого, – говорит полицейский.
Отдел дорожно-технической инспекции продолжает работу по улучшению городской дорожной инфраструктуры. Планов и работы много: установка дополнительных знаков, пешеходных переходов, реконструкция дорог и развязок.

… и трассах области

К основным причинам ДТП на автострадах относятся высокая скорость, выезд на встречную полосу и засыпание за рулем.

Если в городе последствиями превышения скорости зачастую являются мелкие аварии с повреждением авто, то на трассах это приводит к лобовому столкновению со встречным транспортом, где шансы на выживание минимальны.
– Большегрузы всегда стараются держаться вместе в целях безопасности. Едут по пять-шесть фур, одна за другой. Легковые не хотят плестись за ними, поэтому в целях обгона выезжают на встречную полосу на огромной скорости, что иногда приводит к печальным последствиям. Из 70 погибших в ДТП за этот год 44 – на трассах. Причем 30 из них погибли в восьми ДТП. В среднем на одну аварию приходится один погибший, но на областных и республиканских дорогах в этом году эта цифра возросла до четырех. Возле Алги, например, в одном столкновении погибло шесть человек. На участке дороги Карабутак – Комсомол – четыре человека. На границе с Россией, у села Жайсан, жертвами стали трое. Основное количество происшествий приходится на отрезок дороги Актобе – Иргиз, – констатирует факты начальник управления местной полицейской службы Ардана Саймагамбетов.
Страшных цифр можно было бы избежать, если бы трассы республиканского значения не были так перегружены. Огромный поток машин едет из Шымкента, Алматы в сторону России. Дальнобойщики выбирают актюбинские дороги, а не костанайские, к примеру, потому что так приходится меньше ехать по РФ: в соседней стране больше платных автодорог, да и ГСМ дороже.
Другая же причина аварий в том, что трасса Самара – Шымкент не предназначена для такого интенсивного транспортного потока. Поэтому полицейскими было предложено реконструировать ее в четырехполосную с разделителем между полосами движения.
– Это может спасти не одну жизнь, – говорят они.
Водители, желая скорее добраться до пункта назначения, могут сидеть за баранкой десятки часов без перерыва. Как следствие, многие просто засыпают. Чтобы этого не происходило, на автострадах начали устанавливать шумовые полосы, из-за которых машина вибрирует и не дает человеку уснуть. Кроме этого, на трассах уплотнили наряды полиции. Патрульные ежедневно проводят разъяснительную работу, раздают буклеты с информацией о количестве, местах аварий и картой кемпингов. По просьбе полицейских на многих кемпингах установлен бесплатный уличный душ, где желающие могут взбодриться после длительной изматывающей дороги.
Согласно данным ДП, число аварий на трассах по сравнению с прошлым годом снизилось со 107 до 76, но количество погибших почти такое же: 45 в прошлом году и 44 – в этом.
– Предпринимаемые меры не будут эффективными, если граждане не осознают всю серьезность последствий аварий и не будут ответственнее относиться к проблеме. Водитель всегда должен помнить, что автомобиль является не только средством передвижения, но и представляет опасность. Как показывает статистика, 60 процентов ДТП в нашей области в этом году произошли из-за нарушений скоростного режима. Призываем граждан соблюдать культуру поведения на дорогах и уважительнее относиться ко всем участникам дорожного движения, – обратился к населению начальник управления МПС.

Рекомендации для водителей, выезжающих в дальнюю поездку:

– изучите дорогу и местность вдоль всего маршрута следования;

– разузнайте местоположение кемпингов, где можно передохнуть или принять душ;

– не садитесь за руль в ночное время;

– проводите за рулем без остановки не более 5-6 часов;

– запишите телефоны доверия полиции, ҚазАвтоЖола, ЧС, особенно в зимнее время.

Изменение организации дорожного движения

– Проспекты А. Молдагуловой – Абилкайыр хана.
По проспекту А. Молдагуловой, со стороны улицы Г. Ибатова – 3 полосы прямо, 1 полоса налево, со стороны улицы А. Маресьева – 2 полосы прямо, 1 полоса налево, при этом 4-я встречная полоса убирается.

– Проспект А. Молдагуловой – улица Братьев Жубановых.
По проспекту А. Молдагуловой, со стороны улицы Т. Рыскулова – 3 полосы прямо, поворот налево запрещается.

– Проспект А. Молдагуловой – улица С. Баишева.
По проспекту А. Молдагуловой, со стороны улицы Мәнгілік ел – 2 полосы прямо, поворот налево запрещается.

– а/д Самара – Шымкент – улица С. Баишева (р-н рынка «Табыс»).
По трассе Самара – Шымкент, со стороны проспекта Санкибай батыра – 2 полосы прямо, поворот налево запрещается.

– Установлены запрещающие дорожные знаки 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено» по проспекту А. Молдагуловой на пересечении с проспектом 312 Стрелковой дивизии и а/д «Южный обход города Актобе», а также по улице Ораза Татеулы на пересечении с а/д «Южный обход города Актобе».

Самые частые нарушения ПДД: нарушение скоростного режима: 2019 – 18 407, 2020 – 20 544; выезд на встречную полосу: 2019 – 661, 2020 – 789; переход дороги пешеходом в неположенном месте: 2019 – 12 195, 2020 – 11 963; управление транспортом в состоянии опьянения: 2019 – 1 846, 2020 – 1 311; непредоставление преимущества пешеходу: 2019 – 2 771, 2020 – 3 054.

Для обеспечения дорожной безопасности установлены:
– на трассе Самара – Шымкент в 10 местах шумовые полосы;
– возле Хромтау первый голограммный пешеходный переход;
– 9 макетов патрульных машин с громкоговорящими устройствами;
– 4 макета КРС;
– 735 дорожных знаков;
– дорожная разметка в объеме 203 000 кв. м, из них 5 000 – из термопластика;
– 4 вызывных пешеходных светофора;
– 3 транспортных светофорных объекта;
– 27 искусственных дорожных неровностей;
– 3 приподнятых пешеходных перехода;
– 51 км тротуаров и 5 км велодорожек;
– 80 светодиодных дорожных знаков «Пешеходный переход» с искусственным освещением от солнечных батарей.

И днем, и ночью на страже порядка

Для предупреждения преступлений и правонарушений по городу ежедневно дежурят авто- и пешие патрули. Чтобы узнать, как охраняется Актобе и как часто нарушаются ПДД, корреспонденты «АВ» вышли в ночное дежурство с патрульной службой.
Наша смена во главе с командирами взвода старшими лейтенантами Азаматом Камановым и Нариманом Амангалиевым заступила на службу в 20.00 с пятницы на субботу. По словам стражей порядка, вечера накануне выходных являются самыми жаркими. Именно в это время происходит наибольшее количество преступлений и нарушений порядка.
Работу патрульные начали с проверки движения на дорогах, останавливая и проверяя автотранспорт. Так, машине с российским учетом был выписан штраф за тонировку стекол, которая в нашей стране запрещена. Другой автолюбитель был оштрафован за LED-лампы в фарах, использование которых ослепляет водителей встречного транспорта и может привести к ДТП. Другие участники дорожного движения получали штрафы или предупреждения за неработающие фары, езду без включения поворотников, разбитое лобовое стекло и другие. По словам блюстителей порядка, все эти нарушения, которые водителю кажутся незначительными, могут привести к дорожно-транспортным происшествиям.
«Вашей главной задачей является безопасность города. Граждане должны знать, что они под защитой, что они могут в любое время обратиться к патрульной машине, и она поможет им», – раздается голос из рации в автомобиле. Едем защищать актюбинцев дальше.
Где-то в полночь в поле зрения полицейских попал автомобиль, который явно создавал аварийную ситуацию на дороге, поворачивая то влево, то вправо. Остановив его, патруль повез хозяина авто в кабинет экспертизы алкогольного и наркотического опьянений с подозрением на употребление наркотиков. После проведения соответствующих анализов результат вышел отрицательным. Водитель был отпущен, предварительно получив инструкции по безопасному движению на дорогах.
– Сейчас проводится оперативно-профилактическое мероприятие «Қара сора». Выявляем водителей и пешеходов в нетрезвом состоянии, под наркотическим опьянением, – объясняет Азамат Каманов.
Профилактические беседы, напоминание правил ПДД являются основной частью работы автопатрулей. Останавливаются ребята и для помощи водителям заглохших и сломавшихся машин. К счастью, в эту ночь тяжких правонарушений зарегистрировано не было. Дежурство, по словам полицейских, выдалось спокойным.
– С 2.00 до 5.00 часто случаются автомобильные кражи, бывает, и угоняют машины, в основном с российским учетом. Что касается пьяных, может, ограничения из-за пандемии влияют, в целом их на дорогах стало меньше, но все же бывают случаи, – делится Нариман Амангалиев.
…В тот же день патрульные полицейские задержали водителя под кайфом, который к тому же был лишен права управления транспортом. Недобросовестные водители на дорогах города, к сожалению, еще не перевелись.

Над Главной темой работала Венера ТОТИКБАЙ
Фото Аймурата ДАРИБАЕВА

+1
® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель