Газета жива, пока жив ее последний читатель

Заведующая отделом экономики областной газеты «Ақтөбе» Мейрамгуль Сатаева о плюсах и минусах журналистики эпохи digital.
Мейрамгуль Сатаева пришла в эту сферу двадцать лет назад. В 2000 году ее, отличницу учебы, отчислили из отделения журналистики местного вуза, и она устроилась на работу в газету. Лишь пять лет спустя девушка получила на руки заветный диплом.
Из университета Мейрамгуль пришлось уйти из-за того, что она не могла оплатить долги за первый курс обучения (второй год отучилась по гранту). Это событие стало ударом для девушки, которая и четверок-то никогда не получала. Тогда она и поставила цель доказать всем, что вуз все-таки окончит и диплом получит. В те годы Мейрамгуль была активным участником и победителем всевозможных профессиональных конкурсов. К дипломам и грамотам прилагались денежные премии, которые начинающая журналист откладывала на учебу. Так она закрыла долги перед вузом и восстановилась в университете.
— Меня журналистике научила газета, а не вуз. Я набралась опыта, а потом уже заочно окончила учебу, — делится собеседница.
Первым местом ее работы стало университетское радио, полгода спустя редактор газеты «Ақтөбе» Бауыржан Утеулиев пригласил ее в областное издание. Это был своего рода кредит доверия, поскольку у Мейрамгуль не было диплома о высшем образовании. Она сразу влилась в газетный процесс, ей поручались самые важные темы, и со всеми заданиями девушка справлялась на отлично. Днем бегать по пресс-конференциям и интервью, ночью писать статьи — этот образ жизни стал для нее нормой на долгие годы. Потом ее пригласили на работу в культовое на тот момент издание «Алтын орда».
— Помню, такая ситуация сложилась в газете, когда в коллективе остались мы вдвоем с редактором Мейрханом Акдаулетулы. На носу — толстушка из 32 полос. «Выдержишь?» — спросил он. «Да», — ответила я. «Мужик!» — отреагировал редактор. Мы с агаем поделили поровну нагрузку и закрыли номер. Три дня не спали, но сделали, — вспоминает собеседница.
Сегодня за ее плечами работа в республиканских СМИ, пресс-службах госорганов, множество званий и наград. Но главное — это признание читателей, которое она завоевала упорным трудом.
— За эти двадцать лет кардинально изменились условия труда. Когда я только переступила порог редакции, пришлось осваивать компьютер, факс, первые сотовые телефоны. Тогда и ритм жизни, на мой взгляд, был иной. Размеренный. В те годы у нашей газеты был высокий тираж, письма в конвертах приходили пачками. Подписчики жадно читали прессу. Отношение к журналистам было другое, читатели знали всех корреспондентов в лицо и поименно. Сегодня же для обывателя границы между профессиональным журналистом и блогером размыты. В силу низкой степени ответственности последних нам приходится постоянно слышать: «Понапишете всякое, даже не проверяете, а потом оправдываетесь», — делится коллега.
Мейрамгуль сокрушается из-за того, что сегодня журналистика в погоне за правом быть первыми теряет в качестве.
— Мы все работаем на ускорение. Хотим выдать как можно больше информации, но при этом не задумываемся, а нужна ли эта информация читателю? Идем на поводу у аудитории, подстраиваемся под ее нужды, тогда как несколько лет назад мы формировали вкус у читателей и зрителей. Современная отечественная журналистика отошла от аналитики, в текстах исчезает глубинность, теряется качество, — говорит журналист.
Но эпоха digital, по ее мнению, принесла и огромные преимущества в профессиональную среду. Доступ к информации стал мгновенным и практически беспрепятственным. Сегодня журналист не привязан к компьютеру и рабочему месту, а, имея лишь один смартфон, может создавать качественный контент из любого уголка страны для любого СМИ, будь то радио, телевидение, газета или информационное агентство.
— Цифровой век научил нас быть мультизадачными, уметь делать все — и писать, и снимать, и монтировать, и размещать, — отмечает Мейрамгуль.
— Есть ли будущее у газетной журналистики? — интересуюсь у коллеги.
— Я не могу сказать, что газета исчезнет. Она будет жить, пока будет жив ее последний читатель. На мой взгляд, печатные СМИ — это корень журналистики, а без корня, сами понимаете, погибает все живое.

Марина НУРАЛОВА

® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель