Сила нашего слова

Как живет районная газета в условиях падающих тиражей и отсутствия профессиональных кадров.

1 июля газете «Қарғалы» исполнится 55 лет. Первый номер издания, которое носило название «Ленинец», вышло в 1966 году. Нынешнее название газета получила в 1998 году.
— Все эти годы она ведет летопись района. Издание пережило многое, но неизменным остается одно — районка из номера в номер отражает жизнь родного края, рассказывает людям о людях. Стараемся идти в ногу со временем и показывать то, что близко сельчанину. Это и экономика, и социум, и культура, и спорт, и многое другое. Если проанализировать путь, пройденный нашим изданием, не перестаешь удивляться энтузиазму и титаническому труду работников, задействованных в процессе его выпусков, — говорит главный редактор газеты Камшат Байханова.
Первым редактором издания был Александр Титов, который проработал 11 лет. На смену ему пришли Виктор Шаляпин (19 лет), Ляззат Буханова (5 лет). По одному году газету возглавляли Владимир Рыбак, Максоткерей Кумаров, Бекбол Абдуллин, Курал Кереев, три года у руля стоял Бакыт
Имашев. Кстати, Бакыт агай, несмотря на пенсионный возраст, все еще в строю журналистов.
Нынешний владелец и главный редактор «Қарғалы» Камшат Байханова в журналистику пришла случайно, но, похоже, что осталась в ней навсегда. До редакторства была педагогическая деятельность, госслужба.
— В районку пришла в очень сложный период. Счет предприятия был арестован за долги по налогам и заработной плате. Несмотря на все трудности, «Қарғалы» удалось удержаться на плаву благодаря энтузиазму наших сотрудников. Очередным испытанием стала передача газеты в частные руки и выставление ее на аукцион в ноябре 2014 года. Это был стресс: нужно было срочно решать, что делать. Расстаться с любимым делом, распустить сотрудников, оставив их без работы? Но отдать газету в чужие руки было выше моих сил. И, несмотря на отговорки и полное отсутствие финансовых средств, не раздумывая приняла решение участвовать в аукционе. Сейчас, как и тогда, уверена, что это решение было правильным. Оформила кредит на себя и дочь. Недостающую сумму заняла у друзей, знакомых, родственников. Словом, сумму, объявленную по результатам аукциона, собрала по крупицам. Таким образом, сумела сохранить дело, в которое вложила всю душу.
«Қарғалы» продолжает всесторонне освещать жизнь района. На базе редакции вот уже несколько лет успешно работает полиграфия с одноименным названием.
— Мы освоили эту нишу и выбрали правильный вектор развития. Качество выпускаемой полиграфической продукции постоянно совершенствуется, а спектр услуг растет. Если спросите меня, в чем секрет успеха, отвечу — в коллективе, который поверил и поддержал в трудную минуту. Все эти сложности только закалили мой дух, — говорит редактор.
Главная проблема сегодняшней районки — кадры. Редактор не мечтает о том, что в газету придут профессиональные журналисты, ей бы хотелось видеть в коллективе людей, умеющих работать со словом и болеющих душой за родной край. К примеру, несколько лет назад центр занятости направил в редакцию Викторию Юсупову, человека далекого от журналистики, но за короткий срок сумевшего постичь азы профессии. Кстати, она постоянный автор «АВ», сегодня находится в декретном отпуске. Другая головная боль — ежегодное участие в тендере по распределению государственного информационного заказа.
— Стоит ли проводить его, если в районе одна газета?! Каждый год мы со страхом ждем тендер, поскольку не знаем, выиграем его или же на горизонте появится издание из другого региона, которое заберет госзаказ. И которому, по сути, наплевать на жизнь района, нужно просто подзаработать. Думаю, в профильном министерстве должны поднять эту тему, — говорит Камшат.
Сегодня районке становится сложнее конкурировать с социальными сетями, меняются взаимоотношения с читателями, из года в год падает тираж.
— Прогнозы, конечно, дело неблагодарное. Но в ближайшие годы районка будет жить. Если судить по опыту зарубежных стран, куда цифровизация пришла гораздо раньше и интернет есть в любой точке, то надежда на светлое будущее есть. Ведь в той же самой Европе не исчезли печатные СМИ, а локальные и вовсе получили второе дыхание, потому что читатель понимает: нужды твоего мини-сообщества будут интересны только районке. И сегодня нам очень важно с помощью государственной поддержки сохранить районные газеты, — заключает редактор.

Марина НУРАЛОВА

® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель