Королева автодорог

В детской песенке поется: «Из чего же сделаны наши девчонки? Из платочков и клубочков, из загадок и мармеладок…». Только это не значит, что прекрасная половина человечества не в состоянии освоить и мужские профессии. Многим приходится познавать все тяготы неженской работы. А куда деваться?

Итак, она звалась Марина
Марина, а по паспорту Мунсыз Мусагалиевна Тлегенова, водитель городского маршрута № 46. Синего автобуса, который каждое утро курсирует знакомыми дорогами. Никого из пассажиров уже не удивляет женщина за рулем автобуса, хотя, согласитесь, профессия опасная и нелегкая. Каждый маршрут проторен и известен, но без трудностей не бывает.
– Детство прошло в Алгинском районе, поселке Новоукраинка, – рассказывает о себе Марина. – Детей в семье много – 10 сестер и 3 брата. Мама была домохозяйкой, дел хватало с такой оравой, отец всю жизнь трактористом работал.
После 10 класса я переехала в Актюбинск.

Ты вези, вези меня, троллейбус
Сначала она работала без специального профессионального образования при Актюбинском учебном комбинате. Была помощницей по документам: справки выписывала, протоколы вела. В 1983 году открылся набор на водителей троллейбусов (троллейбусная система Актюбинска была создана в 1982 году. – Прим. автора).
– Мы даже и не поняли, что это такое, но пошли учиться вместе с другими девчонками. За три месяца прошли теоретический материал, – продолжает Марина, – стипендия была приличная – 70 рублей. В Алма-Ату поехали практику осваивать. Каждый день на линию с восьми утра до пяти вечера выходили. Сначала на учебном транспорте с инструктором, а потом самостоятельно уже пассажиров перевозили.

Где, где? В Караганде…
– Что на личном? Как у всех: вышла замуж, родила сына. Бывали трудности, без них никуда. В 2007 году уехала в Караганду к сестре. Сына пристроила в школу-интернат. Квартиру снимала. Еще в те годы удивилась, что кондукторы получали там больше, чем у нас. Работа водителя – это прежде всего работа с людьми. Коллектив нашей автобазы был хорошим, дружным. Кто же женщину обидит? Кстати, в прошлом году через Инстаграм меня один пассажир из Караганды искал, интересовался, где я сейчас, на каком маршруте. Потерял, видимо.
До сих пор водители оттуда зовут Марину в свой город на работу. Карагандинские мужчины осыпали ее комплиментами за профессионализм за рулем, а некоторые пассажиры пораньше на остановку выходили, чтобы именно к ней попасть на маршрут.

Но ты мне, улица родная…
В 2015 году решением Марины и ее сына стало возвращение в родной город. Хорошо в Караганде, но дома и стены помогают.
– В автопарке мне сразу 19-й маршрут дали, троллейбусов уже не было к тому времени. Автобусы на линию выходили старые, холодные. В 2017 году вернулась в родной парк (ПАТП). К профессии привычная, только маршруты менялись. Начала с 51-го номера, сейчас 46-й.
Среди водителей она давно свой парень. С коллегами у Марины отношения дружеские, встречают ее с рейса в парке с улыбкой, мужчины готовы на руках носить. Всегда придут на помощь.

И в будни, и в праздники
О чем думаем мы, пассажиры, простаивая на остановках, недовольно входя в салон автобуса, на ходу порой обмениваясь друг с другом репликами о чистоте автобуса и «где его так долго носило?».
Не задумываемся о нелегких буднях водителя. А если это еще и женщина? Рабочий день Марины начинается в 6.00. Надо приехать пораньше, чтобы оформить путевой лист, проверить машину. Кондуктор должен уложиться с наведением порядка в салоне. А путь на работу у Марины неблизкий. Живет она в районе Нур Актобе, добирается на такси сама либо вскладчину с попутчиками. Тут бы служебный автобус пустить, но это уже вопросы к руководству предприятия.
– В праздничные дни выходим, и в будни, не считаемся с графиком. Все пассажиры для нас одинаковые, главное, для вас стараемся. Но и в серых днях надо видеть хорошее, – рекомендует Марина.
Например, ее инициативой было нарядиться в костюм Деда Мороза и ездить по маршруту с мешком сладких подарков. За стихотворение или песенку она раздавала презенты. Казалось бы, мелочь, но столько позитива было в глазах детей и их родителей, что уже легче и веселее всем вместе путь держать.

Құрметті жолаушылар, или Уважаемые пассажиры!
Едет автобус, наматывают колеса ленты дорог. Смотрят в окна пассажиры, проходит по салону кондуктор, собирая оплату за проезд. Чтобы не было жалоб и штрафов, водитель должен спокойно отвечать на все выпады людей, не дискуссировать. Внимательность, хладнокровие, спокойствие, устойчивость к стрессам и хорошая реакция на дороге – отличительные черты профессии.
– Знаете, не все воспринимают, что за рулем автобуса женщина, – делится Марина. – Когда замечают, реакция бывает разная. Хочется, чтобы в такое непростое время пассажиры были чуть добрее, внимательнее и к нам, и друг к другу.
Маршрут-то у нее один и тот же, но ситуации встречаются самые разные. Даже выехать с многолюдной стоянки или подъехать к автобусной остановке и то непросто.
– Сейчас наледь на подъезде к остановке, для комфорта стараюсь останавливаться так, чтобы и открытая площадка была, и людям пройти в салон было удобно. Не все это понимают, лишний шаг бояться сделать, кричат, почему, мол, к остановке не подъедешь. Интервал у нас примерно 17 минут, как-то смотрю, пожилая пара еле бежит к автобусу. Подожду, думаю, ведь им потом еще долго придется ждать. А в салоне крики: «Почему стоим?», начинают вот так люди с утра всех заводить. Поэтому мне еще приходится и воспитывать, учить людей быть терпимее ко всему. Нет, есть и благодарные пассажиры, именно мой маршрут ждут, нравится, что спокойно веду, остановки объявляю, заранее прошу проходить к своему пункту назначения. А как без этого? Я ведь сама выбрала этот путь, мне нравится моя работа.
Отвечая на наш вопрос, она переспрашивает:
– Жалею ли, что не ушла из профессии? Хотела как-то бизнес начать.., но нет, держит меня моя профессия. Все нравится, вот только бы начальство зарплату повысило и условия труда улучшило. Сын студент уже, моя гордость. По гранту поступил в университет имени Жубанова, так еще время находит подработкой заниматься. В свободное время собираемся за большим семейным дастарханом, в гости к сестрам ходим. Так и живем.
Завершая беседу, мы поздравляем покорительницу руля с наступающим праздником, желаем ей легких дорог, зеленого светофора, благодарных пассажиров и ни гвоздя, ни жезла, ни поломок на ее пути!
Нургуль АРИНОВА

Фото Айдоса КАНАПИЕВА

0
® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель