Коронавирус vs экономика

Сократились железнодорожные перевозки, туристическая отрасль терпит убытки. На этом фоне усугубляет и до того сложную экономическую ситуацию падение цен на нефть.
Такого наслоения негативных факторов давненько мировая экономика не видела. Есть опасность рецессии. По данным на 11 марта, только в Китае коронавирус заразил 80 780 человек и убил 3 158 из них. В настоящее время в стране проходят лечение более 20 тысяч пациентов, из которых 5 200 находятся в тяжелом состоянии. К настоящему времени число излечившихся превышает 57 тысяч человек. Кстати, в Поднебесной скорость распространения болезни значительно замедлилась. За сутки выявлено 24 случая. Если говорить о мировом распространении коронавируса, то почти уже в ста странах мира более 119,5 тысячи заразившихся (погибших почти 4,3 тысячи и более 66,4 тысячи выздоровевших).
Вспышка коронавируса уже оказывает негативное влияние на мировую экономику, и эксперты прогнозируют, что это будет иметь длительное действие.
Страдают от эпидемии самые разные отрасли – от автомобильного производства до туризма. Фондовые рынки также реагируют на эпидемию в Китае, так как экономика этой страны составляет шестую часть от мировой экономики.

119 567 зараженных коронавирусом в мире по состоянию на 11 марта 2020 года

Туризм
Только в нашем регионе более 30 туроператоров и турфирм. Из-за коронавируса, который уже вышел за территорию Китая и зацепил развитые страны, отрасль терпит убытки.
– Китай сейчас закрыт, а туда хороший поток туристов был. Особым спросом пользовался Хайнань. Да и в целом упали продажи по всем направлениям. Сейчас навскидку не могу сказать, насколько упали, но ощутимо. Ситуация меняется каждый день. Находимся в состоянии ожидания, – говорит директор «Аум-Тур» Светлана Ромайкина.
По ее словам, многие снимают бронь, отзывают туры. Специалисты относят туризм к одной из пяти мировых отраслей экономики, более всего страдающих от коронавируса.
Поток зарубежных туристов в Казахстан снижается вместе с уровнем заполняемости гостиниц из-за Covid-19. Коронавирус стал причиной приостановки полетов из Казахстана в Китай, Иран, Южную Корею, Азербайджан и Японию.

Британская региональная авиакомпания Flybe объявила себя банкротом из-за влияния коронавируса на продажи, несмотря на ранее одобренный план спасения со стороны властей Великобритании, говорится в сообщении основного акционера авиаперевозчика – Virgin Atlantic.
Компания прекращает выполнять все рейсы, более двух тысяч человек останутся без работы.
– К сожалению, консорциум больше не может брать на себя обязательство продолжать финансовую поддержку, – отмечается в заявлении Virgin.
Власти Великобритании попросили другие авиакомпании, а также операторов автобусного и железнодорожного сообщения принять пассажиров Flybe по уже проданным билетам.
В январе британское правительство одобрило план по спасению Flybe, намереваясь выделить несколько десятков миллионов фунтов стерлингов. В начале прошлого года авиакомпания была приобретена компанией Virgin Atlantic совместно с консорциумом инвесторов Connect Airways, в который также входят транспортная группа Stobart Group и инвестфонд Cyrus Capital. Цена сделки составила 2,2 миллиона фунтов стерлингов. В рамках покупки инвесторы также договорились о привлечении бридж-кредита для Flybe в размере 20 миллионов фунтов стерлингов.
Flybe, основанная в 1979 году, являлась одной из крупнейших независимых региональных авиакомпаний Европы, осуществляя рейсы по 190 маршрутам в 15 странах. В распоряжении авиакомпании 68 самолетов, она перевозила около 8 миллионов пассажиров в год.

Грузоперевозки
Поставки грузов по железной дороге из Китая в Казахстан в феврале сократились на 142 тысячи тонн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И хотя в это время всегда наблюдается снижение перевозок из-за празднования в КНР Нового года по восточному календарю, в этом году свою негативную корректировку внес COVID-19. Глава правления АО «НК «КТЖ» Сауат Мынбаев подчеркнул на пресс-конференции в прошлую пятницу, что транзитные контейнерные перевозки снизились на 39% по отношению к факту февраля 2019 года в связи с коронавирусом (а это минус 121 тысяча тонн).
– Грузовые перевозки не останавливались, тем не менее снижение грузооборота есть. Мы не можем отрицать это влияние. Иногда оно существенное. Если говорить о контейнерном транзите, то по февралю по сравнению с прошлым годом снизился на 39 процентов. Это большая сумма. Данный фактор, безусловно, скажется на финансовом состоянии КТЖ, поскольку контейнерный транзит для компании является наиболее доходной статьей, – отметил он.
В компании пояснили, что структура грузовых перевозок в направлении Китая и обратно осталась прежней. В случае полноценного возобновления перевозок в ближайшее время планируется достичь увеличения уровня прошлогоднего показателя. В последующие периоды будет сделано все возможное, чтобы нарастить потерянный грузооборот.
Страдают и автомобильные перевозки.
– Очень сильно уменьшился объем перевозимого груза. Причем уменьшение происходит ежедневно. В основном мы перевозим консолидированный груз из Алматы в Актобе. Если раньше отправляли две машины в день, то сейчас еле-еле набираем, чтобы отправить одну фуру в два дня. Если говорить о консолидированном грузе, то там товары из Китая, Италии, Турции. На наших складах запасы подходят к концу, такого еще никогда не было. Наш бизнес в очень тяжелом положении. Проблемы начались практически сразу после вспышки эпидемии коронавируса в Китае. Но если поначалу был солидный запас груза на складах, то с февраля его уже нет, – поделилась директор ТОО «Экспресс-груз» Айгуль Сактаганова.

Торговля и налоги
В феврале сообщалось, что Казахстан включили в список стран, уязвимых к прямым неблагоприятным экономическим потерям из-за вспышки коронавируса.
Страна за февраль недополучила 2,1 миллиарда тенге поступлений таможенных пошлин и налогов от импорта товаров из Китая. Об этом на заседании Правительства заявил первый вице-премьер – министр финансов Казахстана Алихан Смаилов.
По его информации, за прошедший месяц наблюдается неполное исполнение доходов республиканского бюджета. Один из факторов, повлиявших на это, ситуация со вспышкой коронавируса в Китае.
– В феврале нынешнего года по сравнению с февралем 2019-го импорт из Китая снизился на 11 процентов, а его физический объем снизился на 27 процентов. Как следствие, поступления таможенных пошлин и налогов от импорта товаров из Китая уменьшились на 12 процентов, или на 2,1 миллиарда тенге (5,49 миллиона долларов по курсу 382,5 тенге/доллар), – сообщил глава Минфина.
В целом за два прошедших месяца наблюдается снижение количества прибывающего из КНР автотранспорта на 24% и железнодорожного транспорта на 14%.
Однако не все актюбинские предприниматели придерживаются пессимистического сценария, считая, что страшное уже произошло.
– Не могу сказать, что коронавирус напрямую или как-то косвенно задел наш бизнес. Может быть, пока. Хотя у нас есть товары производства Китая и Южной Кореи, но 80 процентов поставок приходится на российского производителя. Запасы товаров имеются в необходимом объеме. Не думаю, что коронавирус – это что-то сверхъестественное. От разновидностей гриппа в мире больше людей умирает ежегодно. В Китае число заразившихся уже спадает. По большому счету, все это паника, которая кому-то выгодна. Там, где рынок, обязательно присутствует спекулятивная составляющая. Хотя тем компаниям, которые в основном работают с китайскими, южнокорейскими и японскими брендами, сейчас нелегко. А вот курсовой скачок, повышение базовой ставки Народного банка РК непременно скажется на бизнесе. Я выхожу из дома: синее небо над головой, под ногами та же земля. Ничего особенно не изменилось. Самое страшное, думаю, уже позади. Мне кажется, до конца апреля вся история с коронавирусом сойдет на нет, – высказал свое мнение директор ТОО «ТоСТ+» Бахыт Сулейменов.

Цены на нефть и биржи
Очень сильным ударом по мировой экономике стало резкое снижение цен на нефть. 6 марта Россия не смогла договориться с ОПЕК о сокращении добычи черного золота. На фоне этих событий цена на нефть марки Brent сразу же упала на 9% – до 45,5 доллара за баррель. А уже в минувший понедельник недавние союзники из Саудовской Аравии объявили России нефтяную войну, сознательно сбив официальные цены. Brent рухнула до 30 долларов (почти на 30%) за баррель. Саудиты сделали такой дисконт, что сырьевые рынки обвалились, потянув за собой фондовые. Но об этом чуть позже.
Для азиатских нефтеперерабатывающих заводов скидка составила шесть долларов, для американских – семь, для североевропейских – восемь. Традиционный дисконт сорта Arab Light (арабская легкая) вырос до восьми долларов за баррель, достигнув 10,25 доллара. Эр-Рияд собирается по максимуму использовать открывшиеся возможности и после 1 апреля нарастить суточную добычу с 9,7 до 10 миллионов баррелей и более.
Стал ли провал переговоров результатом непримиримой позиции нефтяников, доподлинно неизвестно. Хотя цена в 60 долларов за баррель устраивала всех, в том числе и Казахстан.
В связи с этим залихорадило абсолютно все мировые биржи, индексы которых теряли в моменте по 5-8%. Нью-Йоркская фондовая биржа в минувший понедельник впервые за несколько лет приостановила работу на 15 минут из-за резкого обвала основных индексов более чем на 7%.
В красной зоне закрылась KASE. Инвесторы сливали в панике ценные бумаги для минимизации рынков. Правда, уже 10-11 марта началась техническая коррекция и откуп акций как на мировых фондовых биржах, так и на казахстанских торговых площадках.

Финансовый сектор
Как нам уже хорошо известно, падение цен на нефть сразу же сказывается на курсе национальной валюты. В понедельник как у нас, так и в России был выходной день. Но обменники сразу же отреагировали на плохие новости. Курс доллара доходил до 395-400 тенге. В первую торговую сессию этой недели на KASE он стоил 393,5 тенге. В Актобе во вторник американскую валюту можно было приобрести по 395-396 тенге за доллар. Вчера на KASE американец укрепился до 394,41 тенге за доллар. Естественно, подешевел и российский рубль.
Однако в российских СМИ стали обсуждать, что наихудшим вариантом станет, если Центробанк повысит базовую ставку. Как и у нас, ключевая ставка в соседней стране постепенно снижалась и пришла к позиции 6%, при которой бизнес может рассчитывать на дешевые кредиты, а население будет стремиться тратить деньги и создавать спрос. Экстренное повышение перечеркнет все успехи.
В нашей стране происходила та же тенденция. До 9 марта включительно она составляла 9,25 процента. Однако во вторник Национальный Банк принял решение поднять ее до 12% с коридором базовой ставки 10,5-13,5%. Хотя принятие решения по ключевой ставке планировалось на 16 марта.
Что это значит? По словам председателя Национального Банка Ерболата Досаева, на фоне возросших рисков со стороны внешнего сектора необходимо обеспечить поддержание стабильности цен, а также защиту обменного курса тенге.
По сути дела, тенге стал дороже. А значит, и кредиты станут дороже. Например, для бизнеса. Если при базовой ставке 9,25% по утвержденной методике БВУ мог добавить 5% и ставка для заемщика была на уровне не выше 14,25%, то теперь с 10 марта с помощью нехитрого расчета получаем ставку вознаграждения 17% годовых. Возвращаемся на три года назад.
Есть и хорошие новости. Казахстанский фонд гарантирования депозитов пересмотрел максимальные рекомендуемые ставки вознаграждения по тенговым депозитам на март и апрель 2020 года в связи с повышением базовой ставки НБ РК.
Согласно методике определения и установления размера максимальной ставки вознаграждения по вновь привлекаемым депозитам физических лиц рекомендованные ставки подлежат пересмотру и вводятся в действие со дня установления базовой ставки.
Изменения коснулись ставок по несрочным вкладам, так как они рассчитываются на основе базовой ставки Национального Банка. Ставки выросли с 9,8% до 12,5%.
Ставки по срочным депозитам на 3 и 6 месяцев и по сберегательным депозитам на 3 месяца также выросли до 13%.

Вместо эпилога
Чего же ждать? Известный казахстанский экономист Марат Каирленов считает, что существует как минимум три канала влияния коронавируса на казахстанскую экономику. По его словам, на первом этапе идет давление на сырьевые рынки. Снижение цен на нефть определяет сокращение доходов бюджета страны и курс тенге, что грозит не только инфляцией, но и нарастанием оттока капитала из страны. Вторым каналом выступает сокращение поступления товаров из КНР, что определяет рост давления на инфляцию. Логична проработка мер со стороны Правительства по расширению производства сельхозпродукции внутри страны, мощностей по их хранению и переключения на импорт из других стран.
Третьим фактором выступает влияние на инвестиционную активность, особенно в обрабатывающей промышленности. Чтобы привлечь серьезные объемы инвестиций из других стран, тем более в условиях угрозы начала мирового финансового кризиса, властям надо проводить серьезные реформы.
И как четвертый фактор экономист считает недопущение развития эпидемии коронавируса внутри страны.

Над Главной темой работал Владимир БУРЬЯНОВ
Коллаж Маншук ДЖАРМУХАМБЕТОВОЙ

® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель