Не верьте советам, читайте газеты!

День работников средств массовой информации стал отличным поводом еще раз поднять темы востребованности печатных изданий, падающих тиражей, уменьшения читательской аудитории. Кому, как не директору ТОО «Ақтөбе Медиа», заслуженному деятелю культуры Раукену Отыншину, знать ответы на эти вопросы? Ведь под крылом товарищества – две областные газеты: 96-летний «Ақтөбе» и «Актюбинский вестник», отметивший на днях 102-й день рождения.

    Есть ли будущее у печатных изданий? – с этой наболевшей темы мы начали беседу с Раукеном Сагизбаевичем. – Социальные сети, блогеры наступают нам на пятки, соревнуясь в скорости и наглядности подачи информации.  

– Я уверен, что еще долго у газет будут свои читатели, – отвечает собеседник. – Вы знаете, этот вопрос волнует многих во всем мире. К примеру, он прозвучал на ІІ международном медиафоруме «Один пояс – один путь» в Пекине в 2018 году. Наша делегация из шести человек представляла Союз журналистов Казахстана, а всего съехалось 150 человек из 50 государств. После конференции мы побывали в редакции газеты «Жэньминь жибао», которая выходит дважды в день – утром и вечером, ее тираж – около миллиона экземпляров. Именно там председатель Всекитайской ассоциации журналистов Чжан Яньнун ответил на сомнения одного из гостей. Он напомнил, что, когда появилось радиовещание, в обществе посчитали, что теперь исчезнут газеты. Потом первые телевизоры, казалось бы, затмили собою печатные СМИ. Сейчас интернет вроде бы вытесняет газеты и журналы. Но тем не менее у каждого издания всегда находится свой читатель.

Блогеры – это, конечно, хорошо, но ведь соцсети не могут похвастать объективностью, качеством, достоверностью информации. К примеру, в том же Китае население очень осторожно подходит к публикациям на личных страницах. Нам рассказывали, что человека лишили свободы за то, что он выставил видео петляющего по дороге автомобиля. Машина врезалась в столб, свидетель посчитал, что водитель пьян. Оказалось, что сидевший за рулем страдал эпилептическими припадками. К сожалению, у нас выставляется в Инстаграм, Фейсбук все что угодно, и редко кто несет ответственность за свои слова, фото или видео. Потому-то свыше 90 процентов населения доверяет печатному слову. Наша задача – не подвести ожидания читателей. Дать им полную, объективную картину происходящего. Притом грамотно и профессионально.

Вы лично вычитываете каждый номер областных газет перед их выходом в печать. На что в первую очередь обращаете внимание?

– Как директор ТОО и просто как читатель я с первого взгляда отмечаю заголовки. Больше чем уверен: именно название статьи привлекает людей, раскрывает суть изложенного. Я могу говорить об этом, имея опыт работы в областных и региональных СМИ, будучи издателем частных газет «Экономика – Бизнес», «Жаңа ғасыр – Новый век». То есть в это кресло я не пришел со стороны, познавал труд журналиста, начиная с корректорства,  редакции. Сейчас возглавляю местный филиал Союза журналистов Казахстана.

Если я вижу, например, однотипные заголовки: «Жаңа жыл думан», «Наурыз думан», спрашиваю автора статьи: «Что, слова закончились в казахском языке?». Или, бывает, на полосе стоит: «Ситуация под контролем» и чуть ниже: «Тревожная эпидситуация». Как ориентироваться в таком случае читателю? Чему верить?

Кроме  того, надо признать, что у нас мало проблемных, критических публикаций. В советское время после выхода статьи могли уволить какого-нибудь начальника, наложить взыскание. Мы должны обнажать недостатки. Хотя бы ради общественного порицания.

В последние годы остро стоит вопрос дефицита кадров в нашей сфере. И еще одна проблема – грамотность. Не так просто найти хорошего журналиста, корректора на смену опытным специалистам.

– Да, вы правы. При том, что в нашей области закрылся факультет журналистики в вузе, приходится днем с огнем искать корреспондентов. Хотя, я считаю, что совсем не обязательно человеку иметь соответствующий диплом. Если учитель, к примеру, или эколог, финансист, юрист владеет пером и испытывает потребность писать, мы могли бы принять его в штат. Так было в телекомпании «Казахстан-Актобе» в пору моего директорства. Мы объявляли конкурс на телеведущего, из 60 претендентов оставалось два-три самых достойных. И, несмотря на их первоначальное образование, наши девушки и юноши поднимались по карьерной лестнице все выше, достигая республиканского уровня.

Грамотность нынешнего поколения – тоже большая проблема. Люди забыли, что такое запятые, пишут, как Бог на душу положит. Мы должны помнить, что именно газета – показатель культуры речи. Поэтому я со всей строгостью требую от журналистов областных изданий работать над собой, над словом. А для этого нужно лишь одно – читать, читать и еще раз читать. Классиков, серьезные газеты и журналы.

– Как раз именно читать сейчас мало кто хочет. Не то что книги, даже газеты люди перестают читать. Об этом говорит и подписка на наши областные газеты.

– Думая об этом, я порой поражаюсь. Учителя, врачи – наши бессменные, преданные подписчики. Но даже среди них иногда возникают разговоры: «Нас заставляют подписываться», «Мы не будем это читать». Послушайте, когда я молодым специалистом пришел работать учителем школы, мой наставник, директор Нурман Корбин, спросил: «А что ты читаешь?». Я ответил: «Ленин туы» и «Коммунизм жолы». «И все? А где, областные, республиканские газеты и журналы? Айналайын-ау, как же ты будешь работать, если не выписываешь периодику, методические пособия?». Мне стало стыдно, на его столе я увидел целую стопку свежих печатных изданий.

Допустим, не хотят люди читать книги, нет времени. Но статью-то в газете об истории края, о нынешнем положении экономики области можно прочитать? И что интересно – выписывать не хотят, но звонят, просят опубликовать материал для отчета или к юбилейной дате о педагоге, враче. Потом опять названивают, спрашивают, вышла ли статья и где можно найти этот номер. Просто парадокс. А кто тогда будет читать этот же их материал? Об этом они не думают.

Припоминаю случай, как один актюбинец не мог подтвердить, что он является тружеником тыла. Документов нет, ни одной справки. И что он делает? Находит в архиве газету многолетней давности с публикацией о его отце-фронтовике. Несет эту статью в госорган и показывает: «Вот тут написано про отца, а вот – обо мне, как мы детьми работали в поле». Эта пожелтевшая страница стала неоспоримым доказательством. Не зря ведь говорят: что написано пером, того не вырубишь топором.

– Вернемся к подписке. Что предпринимается ТОО для увеличения читательской аудитории?

– В последние годы стали традиционными выезды в районы области для встреч с читателями. Мы не просто рассказываем о своих изданиях, но и награждаем подписчиков. Причем вручаем премию имени их известного земляка, чтобы молодежь знала свои корни, гордилась уроженцами малой родины. Так, например, в Уилском районе в рамках программы «Ауылым – алтын бесігім» премией имени Шыганака Берсиева наградили главу КХ Жуму Жакыпа, премией академика Ишанбая Каракулова – медработника Кулянду Досову, премией Сулеймен аулие – народного целителя Жумабая Дайрабаева. Специальную премию имени писателя Курала Токмурзина вручили корреспонденту газеты «Ойыл» Мусе Адильбаю. И так  в каждом районе. Чествуем аксакалов и самых юных читателей, продумали разные номинации ради поддержки своей аудитории. Кроме того, в Актобе внедрили альтернативную подписку, без посредничества АО «Казпочта», что снижает цену на услуги доставки. Мы благодарны тем, кто, несмотря ни на что, продолжает оставаться верен изданиям с вековой историей.

Вы говорите: «Несмотря ни на что». На самом деле, сейчас наступил период испытаний для всего народа. Это пандемия, которая рушит все планы. Конечно, ситуация отражается на деятельности СМИ. Каким образом удается сохранять штат и выплачивать полную зарплату сотрудникам?

  Пандемия стала причиной того, что многие лишаются рабочих мест, идут сокращения на предприятиях. Потеряв заработки, некоторые отказываются от покупки газеты, и это понятно: людям бы прокормить свои семьи. Так что падают тиражи, становится меньше подписка. Еще одна большая проблема – тендер на госзаказ, который оспаривает алматинская фирма. Она уже лишила госзаказа несколько районных газет, уменьшив объявленную сумму почти в три раза. Не знаю, как можно, находясь на расстоянии, не владея ситуацией в населенном пункте, писать качественные статьи. И как можно вместить расходы в такую мизерную сумму? Сейчас эта компания подбирается к областным изданиям. Мы оспорили первые итоги тендера, сейчас идет разбирательство. Пока решается вопрос, сидим на мели. С большим трудом нахожу средства на заработную плату работникам ТОО. Стараемся еще и премиальные дать к каждому празднику.

Мне хочется обрадовать коллег грамотой, медалью, благодарственным письмом, путевкой в санаторий. Ищем спонсоров, обращаемся в
профсоюз, делаем запросы в вышестоящие органы, профильное министерство. В этом году звание почетного журналиста Казахстана присуждено ветерану сферы Отемису Рахымжану, и я искренне рад за него.

В отличие от некоторых областных изданий мы не пошли на сокращение зарплаты, не отказались от бумажной версии газеты, не ушли полностью в онлайн. Мы держим слово, данное читателям, продолжая три раза в неделю обеспечивать область актуальной информацией.

И я очень благодарен всему коллективу ТОО за нелегкий труд в условиях чрезвычайного положения. Знаю, это сложно, и сейчас ситуация остается нестабильной. Невзирая на это, каждый наш сотрудник выполняет свой участок работы ответственно и заслуживает самых высоких похвал.

В День работников средств массовой информации Казахстана желаю всему коллективу ТОО крепкого здоровья, семейного благополучия, творческого вдохновения! А журналистам – острого пера, интересных публикаций и благодарных читателей!

Гульсым НАЗАРБАЕВА

 

0
® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель