Обычай нового формата

Жизнь, конечно, не стоит на месте, все течет, все меняется. И зачастую мы даже не задумываемся, что свои обычаи и обряды проводим не так, как это делали наши родители, а, так сказать, в новом формате.
Я говорю об одном достаточно деликатном обычае, поскольку связан он с проводами в последний путь человека. Речь идет о конакасы.
Насколько помню, да и аксакалы это подтверждают, раньше это было вечернее угощение накануне похорон в доме умершего для приехавших родственников и соседей. Когда-то, говорят, и в доме умершего нельзя было 40 дней угощать, накрывали дастарханы у соседей, чего, кстати, и сейчас придерживаются в мусульманских странах.
Но вернемся в день сегодняшний: сейчас на конакасы, проводимые в ресторанах и кафе, приходят все. А на следующий день в ресторане опять садака: по тому же сценарию, почти всегда с теми же выступлениями. Близкие покойного несут двойные расходы. Создается впечатление, что все делается не для горюющей семьи усопшего, которой и без того предстоят немалые затраты, а для удобства гостей. Так произошла подмена понятий — изменился смысл конакасы.
А нужно ли в таком случае вообще проводить в ресторанах конакасы? Что интересно: аксакалы и уважаемые люди, которым я задавал этот вопрос, соглашаются, что не надо, но они-то все равно проводятся. А все потому, что «так делают все» или «стыдно будет перед людьми». Люди небольшого достатка влезают в долги, чтобы все было по придуманному нами же обычаю нового формата — «как у людей». Разве это правильно?
Неужели в обществе нет уважаемых аксакалов, этнографов, знатоков национальной истории, культуры, традиций, служителей культа, которые могли бы авторитетно заявить: «Нельзя так делать, давайте сохраним свои обычаи, не будем изменять их». Еще лучше, если они покажут это на личном примере.
Кто-то может сказать: какая разница, как проводится конакасы? Но мне кажется, это вопрос не личных пристрастий. Если это обычай — он должен соблюдаться вне зависимости от современных веяний. В конце концов, любой казахский обряд, обычай — это вопрос не только народных традиций, а национальной идентичности, вопрос, связанный с внутренним ощущением принадлежности к нашему этносу, нашей истории. И не надо рядить его в одежду нового формата.

® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель