Оформить нельзя вывезти

Прошла половина срока, отведенного для временной регистрации автомобилей с иностранными номерами, но в Актюбинской области до сих пор не оформлен ни один из них.

Автохлам из-за бугра
Как известно, за последние несколько лет страну буквально заполонили авто с иностранными номерами, и это аукнулось резким ростом ДТП, виновными в которых многие единодушно и небезосновательно считают владельцев машин из Армении, Кыргызстана. Президент РК на расширенном заседании Правительства поручил временно зарегистрировать автомобили, ввезенные в Казахстан из стран Евразийского экономического союза.
Но прошла половина из отведенного месячного срока, а владельцы «серых» иномарок не торопятся выстраиваться в очереди в автоЦОНах.
Как объяснил начальник процессингового центра, полковник Ерлан Алтынбаев, с 1 января 2020 года для Армении и Кыргызстана закончился переходный период по вступлению в Евразийский экономический союз. Он длился шесть лет – с 2014 года.
– Жители этих стран могли ввозить автомобили из-за рубежа по упрощенной процедуре, таможенная пошлина составляла 10 процентов от стоимости машины. В это время в остальных странах ЕАЭС (Россия, Казахстан, Беларусь) растаможка ввозимого из третьих стран авто обходилась в 17 процентов от стоимости.
Поэтому казахстанцы, которые не могли пригнать из стран вне ЕАЭС свежее авто из-за высоких таможенных пошлин, скупали дешевые подержанные машины в Кыргызстане и Армении. По закону они должны были зарегистрировать эти авто в Казахстане через 10 дней после покупки. Однако не делали этого, – пояснил Ерлан Алтынбаев. – Более того, 80 процентов завезенных ими автомобилей не соответствуют требованиям техрегламента, многие из них переделаны в кустарных условиях из праворульных в леворульные, это несет в себе огромный риск. В первую очередь мы должны думать о безопасности наших граждан. Те, кто решил сэкономить, купив автомобиль в Армении, должны были предусмотреть все риски.

По статистике МВД РК в 2019 году:
На территории страны находилось 170 000 автомобилей, зарегистрированных в странах ЕАЭС.
1 800 из них стали причиной ДТП;
в этих авариях погибли 132 человека;
камеры фиксации выявили более 90 тысяч нарушений на сумму свыше 1,1 млрд тенге.
Основные виды нарушений – превышение скоростного режима, несоблюдение требований знаков и разметки.

Оплатить до первого марта
В начале этого года Министерство внутренних дел напомнило автовладельцам о необходимости пройти таможенную очистку и поставить машины на учет. В противном случае пригрозили штрафом в размере 10 МРП (26 510 тенге) и конфискацией автомобиля до устранения проблем с регистрацией. Это вылилось в прошедшие в разных городах страны протесты автовладельцев.
Выход из создавшейся ситуации нашли во временной регистрации, которая дает возможность автовладельцам время на то, чтобы оставшуюся сумму (за утильсбор и таможенную пошлину) оплатить до 1 марта 2021 года. Свидетельство о временной регистрации будет выдаваться всем, кто завез машины до 1 февраля 2020 года. Оно позволит автовладельцам беспрепятственно передвигаться на зарегистрированном транспорте по Казахстану до 1 марта 2021 года. Именно на этот срок документ будет считаться действительным. Для упрощения учета и контроля за ввезенными автомобилями власти выдадут автовладельцам новые желтые номера с кодом ЕАЭС – 18.
– За прошедшие 15 дней февраля ни одна машина не была зарегистрирована, – сообщил старший госавтоинспектор процессингового центра, майор полиции Данияр Саркулов. – Любопытствующих много, приходят, спрашивают, консультируются, но еще ни один с просьбой зарегистрировать автомобиль не обратился.
Между тем если до 1 марта 2021 года владелец не приобретет желтые номера, он не сможет в дальнейшем оплатить утильсбор, таможенную пошлину и не получит постоянную регистрацию. И тогда выход один – вывезти машину из страны или сдать на разбор.

Санат РАШ

Фото Аслана МУСЕНОВА

® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель