Отечественный производитель: помогать и продвигать

Что делать, если не хватает залогов при кредитовании в банках, как минимизировать риски при выходе на зарубежные рынки, а также о действующих программах льготного финансирования и других мерах государственной поддержки предпринимателей говорили на онлайн-семинаре, модератором которого выступило АО «Экспортная страховая компания KazakhExport». Соорганизаторами семинара стали АО «Фонд развития предпринимательства «Даму», АО «Аграрная кредитная корпорация», Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» и АО «Центр развития торговой политики QazTrade».

KazakhExport в рамках нефинансовой поддержки предоставляет следующие услуги:
– поиск покупателей отечественной продукции за рубежом (в странах нахождения представительств);
– проверка на благонадежность зарубежного покупателя отечественной продукции;
– содействие в структурировании сделок при получении кредита в БВУ.

Как выйти на экспорт

Компания KazakhExport занимается продвижением отечественных товаров на экспорт – поддержка роста экспорта несырьевых товаров, работ, услуг в приоритетных секторах экономики и формирование практики финансово-страховой и нефинансовой поддержки казахстанских предприятий.
– С этого года мы проводим семинары для предпринимателей с участием представителей компаний, работающих в связке с KazakhExport. Мы все относимся к квазигосударственному сектору. У нас цель одна – развитие бизнеса на высоком уровне.
Онлайн-семинары проводятся для каждого региона отдельно, так как нам нужна обратная связь. Очередной прошел для Актюбинской области. Мы рассказываем о мерах государственной поддержки, льготных инструментах финансирования, как и где их можно получить. Поясняли, как можно выйти на экспорт, заключать контракты, на каких площадках можно найти контрагентов – покупателей их товаров. Какие льготы предоставляются, если они участвуют в международных выставках. Представители QazTrade пояснили, как подать заявку на участие в них, причем часть расходов будет возмещена предпринимателю или компании. Весь семинар, а это около часа, сопровождался слайдами, – рассказывает бизнес-тренер компании KazakhExport Анара Кабдугалиева.
Если компания имеет за рубежом склады и торговые площади и полки, а также представительства и филиалы, то государство возместит часть расходов на их содержание.

За первый квартал 2021 года в регионе фондом «Даму» поддержано рекордное количество проектов как по субсидированию ставки вознаграждения, так и по гарантированию кредитов за все время реализации программы «Дорожная карта бизнеса-2025». Просубсидировано 500 проектов местных предпринимателей, выданы гарантии по 462 проектам. За аналогичный период прошлого года по субсидированию поддержано 45 проектов и по гарантированию – 21 проект.

Как найти покупателя за рубежом

Филиалы KazakhExport находятся в России, Китае, Таджикистане, Кыргызстане и Узбекистане. В Российской Федерации представительства находятся в Екатеринбурге, Новосибирске и Казани.
– Зарубежные представители нашей компании также участвовали в онлайн-семинаре, обменивались контактами с актюбинскими предпринимателями, спрашивали, кого какие территориальные округа интересуют. Все предприниматели, которые участвовали в семинаре, были включены в список с указанием профильной деятельности и реализуемой продукции. Данный список поможет найти зарубежным представителям поставщиков казахстанской продукции. Например, крупный актюбинский тепличный комплекс получил приглашение от представителя российского бизнеса на поставку овощной продукции, – говорит бизнес-тренер.
Первый подобный семинар в пилотном режиме проведен для Карагандинской области, второй прошел в Актюбинской, следующий планируется организовать для Восточного Казахстана.

РПП проведена работа по сбору информации о потребности фермеров на привлечение гастарбайтеров на 2021 год. В результате квота на привлечение иностранной рабочей силы пятой категории (сезонные рабочие в сельском хозяйстве) увеличена до 200 человек (в 2020 году – 100 человек).

Миссия выполнима

– И KazakhExport, и «Даму» входят в один управляющий холдинг «Байтерек». Основная задача KazakhExport – поддержка экспортоориентированных предпринимателей с предложением всех возможных финансовых и нефинансовых инструментов. Но она не имеет филиалов в стране, в отличие от фонда «Даму», имеющего сеть по всему Казахстану. Поэтому зачастую мы работаем в тандеме, предоставляя клиентскую базу данных предпринимателей, которая может заинтересовать компанию.

Миссией же фонда «Даму» является активная роль в устойчивом развитии микро- , малого и среднего предпринимательства в Казахстане посредством реализации комплексных и эффективных инструментов поддержки, – рассказывает директор регионального филиала фонда «Даму» Руслан Ахметов.
Фонд предоставляет предпринимателям два главных инструмента поддержки бизнеса. Это субсидирование ставки вознаграждения и гарантирование кредитов.
Кстати, при субсидировании конечная ставка для заемщика составляет всего 6% годовых.
– Основные программы, по которым мы работаем, это «Дорожная карта бизнеса-2025», «Экономика простых вещей», «Развитие продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек», – отмечает спикер.
Если у предпринимателя, обращающегося в банк второго уровня за кредитом, не хватает залогового имущества, фонд предоставляет гарантию от 50 (для состоявшегося бизнесмена – свыше трех лет) до 85% (для стартапа).
По словам Руслана Ахметова, в связи с пандемией в программу «ДКБ-2025» внесены изменения, упрощающие получение кредитов и господдержки субъектам предпринимательства.
– Расширен перечень предпринимательской деятельности, по которому бизнесмены могут получить субсидирование или гарантирование по кредитам. Если ранее в него входили только некоторые сферы предпринимательства, то сейчас ограничений практически нет, за исключением некоторых видов деятельности. Это же касается и «Экономики простых вещей». Почти все субъекты бизнеса имеют возможность воспользоваться инструментами государственной поддержки, – резюмирует директор регионального филиала фонда «Даму».

Процесс затягивается

Наши сельхозпроизводители хотят выйти на экспорт, и у них есть потенциал. Однако не всегда желания совпадают с возможностями.
– В прошлом году к нам обратилось ТОО «Милкер» (Мартукский район), занимающееся производством гранулированного сена люцерны, с просьбой о содействии в организации поставок данной продукции в Китай. Для этого компания должна войти в реестр экспортеров у нас и в реестр импортеров в КНР. Наша РПП сопровождала данный проект. Были сложности при подаче заявки через Комитет государственной инспекции в агропромышленном комплексе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан. Но с горем пополам ее подали. На сегодня ожидается решение специальной комиссии китайской стороны, – информирует начальник отдела АПК региональной палаты предпринимателей Владимир Ким.
По его словам, ранее механизм был таков: казахстанское предприятие подает заявку на экспорт в Китай. Приезжают представители Поднебесной, чтобы ознакомиться с производством. Хотя в связи с пандемией процедура была упрощена, китайская сторона затягивает процесс включения актюбинской агропромышленной компании в реестр импортеров. С казахстанской стороны все формальности улажены.
Владимир БУРЬЯНОВ

Фото из архива «АВ»

® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель