Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Потенциал у региона огромный, надо только правильно расставить акценты

Какие продукты питания дорожают больше всего и почему? Заработает ли вновь птицефабрика в Бестамаке и какие отрасли экономики необходимо развивать в регионе? Насколько велик транспортно-логистический потенциал и какую роль в этом играет воздушное сообщение? Обо всем этом — в нашей Главной теме.[divider]

Слезть с нефтяной иглы и не быть «банановым» регионом

Для этого необходимо увеличивать переработку, получая продукцию с большой добавленной стоимостью.

[box type=»shadow» ]Ежедневно из международного аэропорта «Актобе» совершается четыре рейса пассажирских воздушных судов в Нур-Султан, три — в Алматы и два — в Актау. Ежедневно по одному борту вылетают в Актау. Два раза в неделю полеты выполняются в Шымкент. Есть в расписании вылеты в Баку (четыре раза в неделю) и Стамбул (три раза в неделю).[/box]

Нефтедоллары — это хорошо, но…

Продолжая тему стратегических отраслей региона, которую мы затронули в разговоре с первым заместителем акима области Русланом Хамбаровым («Акцент на сельское хозяйство и транспортную логистику», «АВ» от 22 июля 2021 года), хотелось бы отметить мировую тенденцию к развитию зеленой экономики. Пандемия показала, что зависимость от добычи и экспорта углеводородов, как, впрочем, и всего сырья в целом, без глубокой переработки — это не есть хорошо. Наверное, вы помните, какой кошмар случился 20 апреля прошлого года, когда нефть марки WTI не то что рухнула, а в один миг провалилась в тартарары — цена на майские фьючерсы улетела в отрицательную зону до отметки минус 38 долларов за баррель. Из-за пандемии произошла стагнация мировых экономик, появилось перепроизводство нефти и низкий спрос на углеводороды. В результате экспорт нефти в нашем регионе сократился почти на треть: с 719,9 миллиона долларов в 2019 году до 498,6 миллиона долларов в 2020 году.
Учитывая, что регион нефтегазодобывающий, все эти факторы потянули вниз экономические показатели. Постепенно макро-
экономика приходит в себя. Но запасы нефти в нашей области не бесконечны. Прежде всего есть естественные причины: сокращение объемов добычи, связанное с обводнением нефтяных скважин и истощением запасов. К тому же Казахстан взял на себя обязательства согласно решению ОПЕК+ о сокращении добычи сырья.

Фантастика рядом и добавленная стоимость

Когда-то электромобили были чем-то экзотическим, даже фантастическим. Но человечество не стоит на месте. Развивается зеленая экономика вкупе с зеленой энергетикой.
— К 2025 году в Европе не останется ни одного автомобиля с чисто бензиновым двигателем, будет мягкий гибрид — бензиново-электрический. Пройдет еще несколько лет, и все поменяется еще более кардинально. Десять лет назад нам казалось, что электромобили Tesla — это что-то из космоса. Что это будущее, кажется, что оно далеко. Однако все рядом. Поэтому Первый Президент Казахстана неоднократно говорил, что надо диверсифицировать экономику, перевести в другое русло, искать хорошую альтернативу нефтяному сектору. Для нашего региона очень перспективны сектор сельского хозяйства и транспортно-логистическая отрасль, — говорит Руслан Хамбаров.
Первый замакима как экономист поделился еще одной мыслью. Она касается добавленной стоимости. Просто так продавать сырье — не очень-то и выгодно. Как пример, если взять хороший айфон и рассмотреть его с точки зрения стоимости сырья, из которого он произведен, то выйдет не так уж и дорого. Но как единица готовой продукции он будет стоить в пять или десять раз дороже.
— Здесь уже в стоимость включена интеллектуальная работа. Вот над чем нам надо думать. А добыть и продать нефть — дело нехитрое. Сделать же из нее готовый продукт с большой добавленной стоимостью, реализовать — абсолютно другой, гораздо выгоднее, вариант. То есть говорим о развитии нефтехимической промышленности. Это же касается медной и золотосодержащей руды, феррохрома. Все нужно перерабатывать и продавать готовую продукцию. А так мы отправляем сырье в Китай, Россию, страны Европы и оттуда получаем произведенную из него продукцию с большой добавленной стоимостью. Карагандинский металлургический завод отправляет металл за границу. Я не удивлюсь, если часть его экспортируют в Германию, а к нам в страну потом поставят автомобиль, сделанный из этого металла, — констатирует спикер.
По заверению первого зама главы региона, климатические условия нашей страны совпадают с канадскими. Но сравнивать наш и их АПК никак нельзя. Канада практически кормит полмира. При нашем потенциале мы также должны кормить себя и некоторые близлежащие страны, например, Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, считает собеседник. Хотя узбекские соседи в последнее время стали поступать более рационально для своей экономики. Если раньше они закупали в Казахстане муку, то теперь им нужно казахстанское зерно. Они сами перемалывают его, получая добавленную стоимость, и поставляют на экспорт.
— Отправлять на экспорт зерно невыгодно. Необходимо заниматься его глубокой переработкой. В Правительстве это прекрасно понимают, — рассуждает Хамбаров.

Коронавирусный удар по транспортно-логистической отрасли

Конечно, на слуху всегда то, что удалось сделать, получив хорошие результаты. Однако жизнь такова, что не всегда все позитивно. Образно говоря, на любой плюс найдется минус. Уже почти полтора года весь мир живет в условиях пандемии и состоянии глобального экономического кризиса, который планета не испытывала со времен Великой депрессии конца
20-х-начала 30-х годов прошлого века. Причины кризисной ситуации разные, но экономические последствия столь же тяжелые.
Из-за ограничительных мер наш регион практически сразу же просел именно в транспортно-логистической сфере.
— Эта отрасль у нас до сих пор не восстановилась. Раньше только в Москву самолеты летали пять раз в неделю. Во время ограничительных мер международные полеты были приостановлены. Межобластные и международные пассажирские перевозки до сих пор не возобновлены. Практически весь Казахстан в красной зоне по КВИ. Если говорить о грузовых перевозках, то количество фур, проходящих через нашу область, значительно сократилось. В прошлом году доходило до того, что мы несколько большегрузов встречали на границе области и караваном сопровождали до другой границы. Так что в этом секторе у нас отрицательная динамика, — сетует заместитель акима области.

Аэропорт. Стою у трапа самолета…

Все понимают, что экономику необходимо восстанавливать, а еще один локдаун может с большой долей вероятности стать ее могильщиком — пике рискует стать смертельным. Вот этого допускать никак нельзя. В мире, нашей стране и регионе, в частности, идет кампания по вакцинации против COVID-19, что вселяет надежду на создание коллективного иммунитета и открытию границ, как наземных, водных, так и воздушных.
— У нас есть международные чартерные рейсы в турецкую Анталью и египетский Шарм-эль-Шейх. С 29 июля узбекская авиакомпания Uzbekistan Airways запускает регулярный рейс Нукус — Актобе — Нукус. Из Актобе планируются рейсы в Санкт-Петербург и Москву, которые на паритетной основе будут выполнять казахстанская и узбекская авиакомпании. Сейчас ожидается разрешение на выполнение полетов от российской стороны. Qazaq Air планирует регулярные авиарейсы по маршруту Актобе — Казань, — информирует Руслан Хамбаров.
По его словам, для удобства пассажиров необходим стыковочный хаб, чтобы летать в Европу. Таковыми являются аэропорт Пулково в Санкт-Петербурге и московские воздушные гавани. В настоящее время прорабатывается еще один подходящий вариант — аэропорт Борисполь в Киеве.
А знаете ли вы, что актюбинский международный аэропорт занимает второе место в Казахстане после алматинского по объему грузо-
перевозок?
— Могли бы занять и первое. Но нам не дают пятую свободу воздуха*. Сегодня мы принимаем грузовые борта из Китая, России и Турции. В день бывает по три Боинга-747 только из Турции. Здесь они разгружаются и наземным транспортом отправляют груз дальше. Авиакомпании платят деньги за дозаправку, стоянку, взлет-посадку, загрузку-разгрузку, наземное обслуживание, сервис для экипажа воздушного судна. Поставлена задача максимально использовать транспортный потенциал воздушной гавани и увеличить траффик аэропорта. Мы находимся на границе Европы и Азии, у Актобе очень выгодное географическое положение, — резюмирует собеседник.

*Пятая свобода воздуха

Право принимать на иностранной территории пассажиров, направляющихся на территорию любого третьего государства, а также адресуемые туда же груз, почту, а также право высаживать пассажиров и выгружать груз и почту, следующие с любой такой территории, в стране-партнере по соглашению.[divider]

Кушать продано!

В регионе резко подорожали окорочка, повышается стоимость подсолнечного масла. Сезонно дешевеют картофель и морковь, держится относительно низкая цена на куриные яйца.

По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК, за минувшую неделю цены на социально значимые товары (19 позиций) в среднем выросли на 0,2%. С начала июля данный показатель составил 0,7%, а с начала года и вовсе взлетел на 10,3%. Постепенно снижается цена на картофель, лук, морковь, свеклу и капусту. Не так быстро, как хотелось бы, но все же.
Пошел урожай
Справедливости ради стоит отметить, что за эту неделю резко упала цена на морковь и свеклу. Еще в середине июля морковь предлагали по 450-500 тенге, а свеклу — по 550-600 тенге за кило, сейчас цена этих корнеплодов в розничных точках торговли упала до 300-350 и 400 тенге соответственно. По информации управления сельского хозяйства, картофель сейчас завозится из Западно-Казахстанской и Атырауской областей. Оттуда же привозят капусту, лук и морковь. Также второй хлеб поступает на наш рынок из Российской Федерации. Пошел урожай на юге Казахстана. Из-за потока сельхозпродукции оттуда цены стали падать. К примеру, картофель сейчас в нашем городе реализуется по цене от 160 тенге за килограмм.

Выбор есть, но цены кусаются

— Продукты дорожают, потому что растет себестоимость ингредиентов, из которых они производятся. Растет цена на пшеницу. Это тянет вверх стоимость муки и всего, что из нее производят. Многие продукты питания производятся непосредственно в регионе. Мука и макаронные изделия на полках магазинов есть местного производства, из соседних регионов и России. Это же касается и подсолнечного масла. Его цены растут на фоне мирового подорожания. Стоимость подсолнечного масла на продовольственных биржах поднялась более чем на 50 процентов. Из-за неурожая прошлого года подорожало сырье. Но стоит отметить, что выбор подсолнечного масла на актюбинских прилавках очень большой, как и ценовой диапазон. Поставляется казахстанскими, включая местных, производителями. Есть российский продукт. Крупа гречневая поставляется из ВКО и России. В рамках межрегиональной кооперации в нашу область поставляется рис из Кызылординской области, что позволяет сдерживать цену на него. Из южных регионов уже идут поставки овощей, — рассказывает руководитель управления предпринимательства Нурхан Тлеумуратов.

Минус одно звено в цепочке

Кстати, по поводу местного производителя. Не так давно актюбинские антимонопольщики выдали информацию, мол, прижали к ногтю производителя подсолнечного масла TOO «Актобе Фудс» за то, что не хотел напрямую продукцию поставлять в сети супермаркетов, а делал это через посредника. Управление предпринимательства инициировало расследование в облдепартаменте Агентства по защите и развитию конкуренции РК.
— Мы провели определенную работу и обратились в департамент, чтобы тот принял меры в отношении местного производителя, который не хотел особо утруждать себя вопросом, кому, куда и сколько поставлять подсолнечного масла. Вся продукция реализовывалась через дистрибьютера. А любой посредник — это добавленная стоимость. В результате мы договорились, чтобы производитель поставлял напрямую продукцию на полки местных супермаркетов, — комментирует Нурхан Тлеумуратов.

Мясо нынче дорого

Дорожает мясо. Согласно статданным, за неделю говядина (грудинно-лопаточная часть) выросла в цене на 0,1%, или на 2,1% за месяц. С начала года подорожание составило 4,7%. Насколько можно верить этим цифрам, трудно сказать. На практике я вижу, что тот кусок мяса, который в начале года мне удавалось купить за 1 600-1 700 тенге за килограмм, сейчас на рынке отдадут по цене 1 800-1 900, если хорошо поторговаться. В начале дня меньше чем за 2 000 тенге даже не подходи. Я уже не говорю о мякоти, стоимость которой у нас доходит до 2 800 тенге за кг.
Резко взлетели цены на мясо кур и окорочка. Курица подорожала с 800 тенге за килограмм в начале года до 930-1 074 тенге. Свою роль в повышении цен сыграл фактор закрытия птицефабрики «Ақкус». Американские окорочка в течение последнего месяца взлетели в цене почти на 30%. В конце июня ножки Буша стоили оптом на Центральном рынке 775 тенге за кг. Сейчас это удовольствие там же в розницу достигает 1 000 тенге. В профильных ведомствах поясняют, что это импорт. Хотя в гипермаркете «Дина» можно приобрести окорочка украинского производителя по 767 тенге.
В облуправлении сельского хозяйства объяснили причины подорожания мяса птицы.
— Во-первых, подорожали корма. Во-вторых, уменьшилась государственная поддержка. В-третьих, это вспышка птичьего гриппа в нашей стране. Производители понесли большие убытки, — поясняет замруководителя УСХ Нурсултан Исембайулы.[divider]

Куриный вопрос

Быть ли птицефабрике?

В настоящее время птицефабрика «Ақкус» не работает. Последние поставки со складов осуществлялись еще в конце февраля-начале марта. Комплекс обеспечивал по приемлемым ценам мясом птицы и куриными субпродуктами областной центр. Теперешние владельцы ищут покупателя. Что случилось и что будет дальше?
— В прошлом году приходил инвестор, но с владельцами не сошелся в цене. На сегодня есть еще один местный потенциальный инвестор. В свою очередь ТОО «Рокос-Агро» планирует реализовать проект по строительству большой птицефабрики. Сейчас готовится ПСД, в следующем году компания начнет строительно-монтажные работы. Все вопросы, связанные с получением разрешительных документов, техусловий на проведение инфраструктуры и другие, решены. Есть предварительное одобрение на кредитование в одном из банков второго уровня, — проинформировал заместитель руководителя облуправления сельского хозяйства Нурсултан Исембайулы.[divider]

[divider]

Над Главной темой работал Владимир БУРЬЯНОВ

Все фото из архива «АВ»

Колонка "Взгляд"