Призвание быть врачом

Наверное, главное в профессии врача – умение сострадать. Любой пациент, обратившийся в клинику, прежде всего ждет от врача внимания и сочувствия. Умению сопереживать, учиться избегать конфликтов с пациентами и слышать больного учит своих студентов Марзия Мамырбаева.
Врач-педиатр высшей категории, отличник здравоохранения, кандидат медицинских наук, доцент, руководитель курса коммуникативных навыков кафедры общей врачебной практики № 1 ЗКГМУ имени Марата Оспанова Марзия Абдрамановна свыше 40 лет практикует по педиатрии в областной клинической детской больнице. Что примечательно, быть детским врачом наша героиня не стремилась. В 1972 году она окончила мединститут по специальности «лечебное дело». Молодому специалисту за неимением вакансии терапевта предложили преподавать в медицинском училище либо работать в детской поликлинике участковым педиатром. Марзия Мамырбаева выбрала второе.
– В те годы факультета педиатрии в мединституте не было. Студенты изучали детские болезни всего 4 недели и только на 5 курсе лечебного факультета. В этом и была большая загвоздка. Чтобы определить диагноз у ребенка и назначить ему лечение, приходилось постоянно обращаться к заведующей поликлиникой. Мне повезло, что старшие врачи не отказывали в помощи и всегда консультировали в трудных вопросах, – вспоминает собеседница.
Опыт педиатра нарабатывался практически с нуля. Чтобы узнать больше о детских заболеваниях, Марзия Мамырбаева в свободное время штудировала медицинскую энциклопедию, до ночи зачитывалась трудами ученых – ведущих педиатров страны. Старания молодого и перспективного специалиста были оценены. Спустя год ее перевели в областную детскую клиническую больницу и еще через год направили на учебу в аспирантуру в Московский мединститут имени И.М. Сеченова, на кафедру детских болезней лечебного факультета.
– Считаю, что большую роль в моем становлении как педиатра сыграла практика под руководством основоположника советской педиатрии академика Юлии Фоминичны Домбровской. Присутствуя на ее консультациях и осмотрах больных, набиралась ценного опыта. Без преувеличения могу отметить, что мне одной среди всех педиатров области посчастливилось учиться под началом московского академика, – признается врач-практик.
В 1977 году при Актюбинском государственном медицинском институте открылась кафедра педиатрии, и Марзия Мамырбаева стала работать там ассистентом. Позже она возглавит кафедру детских болезней лечебного факультета. Как практикующий детский врач Марзия Мамырбаева не преминула высказать свое мнение о проведенной реформе в педиатрии.
– Безусловно, врач общей практики никогда не заменит узкого специалиста. Отмечу, что такому врачу сложно осматривать и лечить новорожденных детей. Есть ряд нюансов, заключающихся в особенностях развития малышей, диагностике и лечении. К примеру, любое простудное заболевание совершенно по-разному протекает и лечится у младенца и у взрослого. Врач общей практики должен быть осведомлен во многих вопросах лечения пациентов разных возрастов. На практике же, как показал опыт, такой подход не всегда действует. К большой нашей радости, многие аспекты в вопросах преподавания детских заболеваний пересмотрены, и на уровне министерства здравоохранения было принято решение восстановить факультет педиатрии. В Западно-Казахстанском медуниверситете на следующий год начнется прием абитуриентов на этот факультет, – радостно делится Марзия Мамырбаева.
Переживания врача, посвятившего свыше 40 лет лечению маленьких пациентов, вполне понятны. После закрытия факультета педиатрии Марзия Абдрамановна 12 лет возглавляла научное общество детских врачей в Актобе. Также совместно с акушерами-гинекологами, детскими врачами-инфекционистами, фтизиатрами, отоларингологами доцент Мамырбаева рассматривала сложные заболевания и пути профилактики частых болезней.
Под ее руководством разрабатывались научные работы по снижению младенческой смертности. Один такой научно-исследовательский проект по ранней диагностике и лечению вирусных инфекционных гепатитов у новорожденных и детей раннего возраста выиграл грантовое финансирование МОН РК. Методы диагностики и лечения, предложенные в проекте, внедрены в практику. Наряду с врачебной и научно-исследовательской деятельностью Марзия Мамырбаева преподает студентам медуниверситета коммуникативные навыки. Если быть точнее – учит будущих врачей правильному общению с пациентами, чтобы избежать конфликтных ситуаций. Этот предмет ввели в систему казахстанского медицинского образования с 2006 года.
– Очень много жалоб поступает на врачей. Но ведь зачастую причиной конфликтов становятся не профессиональная грамотность медработников, а неправильные взаимоотношения врача с пациентами, – отмечает собеседница. – Пациенты ждут, чтобы врач был чуток с ними, внимателен, проявил заботу. Но в силу своей загруженности медработник порой не в состоянии уделять каждому пациенту должное внимание. Мы же учим студентов устанавливать взаимопонимание с пациентом, понимать и сопереживать ему, сочувствовать больному. Важно не только слушать, но и слышать пациента.
Согласна, быть врачом нелегко. Врач любой специальности может рассказать о трудностях своего профиля. Но в медицину не приходят случайные люди, а только те, кто действительно любит свою профессию и считает ее своим призванием. Это люди, которым дано высокое предназначение – спасать жизни, – заключает врач.
Айжан ШАУКУЛОВА

Фото автора