Реформа судебной системы

На совещании по модернизации судов Елбасы поставил задачи улучшить кадровый состав судей, сделать судебные процессы разумными, освободить судей от ненужной нагрузки. Верховным Судом Республики Казахстан для реализации этих задач проводится большая работа. 

Так, разработан проект Закона РК«О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан по вопросам внедрения современных форматов работы судов, сокращения излишних судебных процедур и издержек», презентация которого прошла в Мажилисе Парламента РК.

В соответствии с текущей редакцией статьи 15 ГПК суд не вправе проявлять инициативность и, по сути, помогать какой-либо стороне. Суд должен выступать независимым арбитром и реагировать только на просьбы сторон процесса.

Новым законом предлагается внести изменения, которые позволили бы суду стать активной стороной процесса и помогать в установлении обстоятельств дела. Предлагается новый способ коммуникации в судебном процессе, в ходе которого суд выясняет, имеется ли надобность в  последующих объяснениях сторон и нет ли необходимости в дальнейшей проверке доказательств.

Проектом предусмотрено в случае согласия обеих сторон  с определенной судом подсудностью, по их письменному ходатайству направлять дела одновременно с вынесением определения без ожидания истечения срока для его обжалования.

Статьей 56-3 ГПК определяется правовой статус судебного пристава в процессуальном законе. Поддержание общественного порядка в зале во время судебного заседания обеспечивается судебным приставом.

Доказательства, полученные в ходе медиации, должны приобщаться к делу, если против этого не возражает ни одна из сторон. Если обе стороны согласны, это исключит необходимость повторно представлять в суд документы, ходатайствовать об их приобщении к материалам дела, повторную проверку и заверение их судом.

Суд будет вправе по своей инициативе проверить достоверность доказательств. Поскольку, исходя из части 4 статьи  68 ГПК,  вопрос о фальсификации может быть инициирован только по ходатайству сторон.

Предложения об изменении статьи 74 ГПК предусматривают, что суд вправе по собственной инициативе или по ходатайству сторон обратиться за оказанием содействия по сбору доказательств в другой город или район, в другое государство, с которым у Казахстана имеется соглашение об оказании правовой помощи.

При этом никто не отменяет принцип состязательности и равноправия сторон.

Таким образом, расширяются полномочия судьи, он наделяется правом обсуждать со сторонами обстоятельства дела, назначать официального представителя – адвоката, по своей инициативе истребовать доказательства, направлять судебные поручения.

С целью облегчения порядка заслушивания свидетельских показаний,  в соответствующих случаях предусматривается дистанционное участие свидетеля в процессе.

   Частью 4 статьи 105 проекта предусмотрено, если в условиях соглашений, заключенных в рамках примирительной процедуры между сторонами в судах первой и апелляционной инстанций, увеличен размер исковых требований либо изменен предмет спора, доплата государственной пошлины не производится.

Для реализации принципа процессуальной экономии и упрощения судебных процедур  рассмотрение несложных вопросов будет проходить на усмотрение суда без вызова сторон (о восстановлении процессуального срока; об исправлении описок в решении; о разъяснении решения об индексации присужденных денежных сумм; об удостоверении замечаний на протокол судебного заседания). Гарантией соблюдения прав участвующих в деле лиц остается право обжалования такого решения при несогласии.

В законопроекте предложено поднять предел по МРП для упрощенного производства: для физических лиц – с 200 до 1 000 МРП, для юридических лиц – с 700 до 2 000 МРП.

Для сокращения излишних судебных процедур предлагается: исключить до 7 промежуточных определений, как формальных документов.     Исключается формальное требование об удалении судьи в совещательную комнату при сохранении тайны совещания. Упраздняется стадия принятия заявления о пересмотре решения по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.

Законопроектом предусмотрена дальнейшая цифровизация судопроизводства. Предлагается электронный формат по приказным и упрощенным делам. Введены понятия «электронного протокола», регламентации оценки доказательств в форме электронного документа. Прописывается использование участниками процесса технических средств, дистанционное участие в судебном процессе с использованием мобильных средств связи.

Айбек ДАУРЕНБЕКОВ, председатель специализированного межрайонного экономического суда Актюбинской области 

® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель