Шесть вопросов о здоровье

Директор Актюбинского филиала фонда социального медицинского страхования Алтай Уразбагамбетов ответил на топ вопросов о порядке оказания консультативно-диагностических услуг.

– Алтай Узакбаевич, что делать пациенту, если в поликлинике региона нет специалиста по определенной категории болезни?
– Медицинская организация при заключении договора с нашим фондом на оказание тех или иных услуг берет на себя обязательства предоставлять их в полном объеме. Если у поставщика нет возможности самостоятельно оказывать медуслуги, он обязан привлечь соисполнителя, который должен состоять в базе поставщиков фонда. Если договор соисполнения отсутствует, его следует оформить. Для помощи в этой ситуации можно обратиться в ФСМС.
– Сколько дней пациент может ждать возможности получения консультативно-диагностических услуг?
– В медорганизациях, которые являются поставщиками фонда по КДУ, проводится мониторинг качества оказания помощи. В правилах мониторинга условий договора предусмотрен дефект – длительность ожидания КДУ более 10 дней. На основании этого следует, что пациент не должен ожидать получения консультативной или диагностической услуги свыше этого срока. При невозможности поликлиники обеспечить пациента консультациями и обследованиями в срок она должна привлечь соисполнителей.
При этом нужно отметить, что срок ожидания до 10 дней предусмотрен при плановом обследовании. При острых и неотложных состояниях помощь пациенту оказывается незамедлительно.
– Правда ли, что система ОСМС намеренно построена так, чтобы люди вынуждены были идти в частные клиники получать услуги платно?
– Напротив, при внедрении системы ОСМС предусмотрено повышение конкурентоспособности среди медорганизаций. Условия для потенциальных поставщиков услуг в рамках ГОБМП и ОСМС, в том числе тарифы, едины, не зависят от формы собственности поставщика. То есть в оказании медуслуг населению участвует наибольшее количество поставщиков.
Застрахованные в ОСМС граждане могут обслуживаться в клинике, которую выберут сами, в том числе частной. При необходимости пациент может попросить в своей поликлинике направление на консультацию к нужному врачу частной клиники, с которой поликлиника может заключить договор соисполнения.

С начала года на оказание консультативно-диагностической помощи на амбулаторном уровне за счет средств ГОБМП планируется направить более 31,2 млрд тенге. На оказание КДУ на амбулаторном уровне заключены договоры на сумму более 155,7 млрд тенге.

– Можно ли с ребенком обратиться за стоматологической помощью в частную стоматологию?
– Поставщиками стоматологической помощи могут быть государственные и частные медорганизации, соответствующие предъявляемым требованиям. Пациент свободен в выборе стоматологии. Выбрать ее можно из перечня, который размещен на официальном ресурсе фонда (fms.kz) в блоке «Закуп медицинских услуг», разделе «Поставщики КДУ». В открывшемся окне следует выбрать файл «Перечень медицинских организаций, оказывающих стоматологические услуги».
Плановую помощь могут получать дети до 18 лет и беременные женщины. Экстренная стоматологическая помощь может быть оказана определенной категории граждан: детям до 18 лет, беременным, участникам ВОВ, инвалидам всех групп. Сюда же относятся и многодетные мамы, получатели АСП, пенсионеры, больные инфекционными и социально значимыми заболеваниями, неработающие лица, осуществляющие уход за ребенком с инвалидностью, и лица с инвалидностью I группы с детства.

В стране более 600 поставщиков стоматологических услуг, почти половина – частные клиники. За 7 месяцев этого года оказано почти 5,5 млн стоматологических услуг, из которых около 4,8 млн – детям до 17 лет.

– Многих интересует вопрос о возможности сдачи анализов бесплатно по
ОСМС. Например, входит ли анализ на витамин Д в пакет страховки? Обычно его сдают в частной лаборатории платно.
– Наличие витамина Д, как и множество других лабораторных анализов, покрывается пакетом ОСМС. Данный анализ показан не всем и проводится при соответствующих показаниях, по направлению лечащего врача.
Участковый врач оценит необходимость лабораторного анализа и выдаст направление в рамках ОСМС либо направит к профильному специалисту.
– Если медицинская организация предлагает пройти платное обследование, хотя застрахованный вправе пройти его по ОСМС, какова позиция фонда в этом отношении?
– Платные медицинские услуги могут оказываться медорганизацией на договорной основе и по инициативе самих граждан, в том числе без направления специалистов.
Но медицинским организациям, которые оказывают услуги по ГОБМП и ОСМС, запрещается предоставление на платной основе медпомощи, положенной пациенту по показаниям и входящей в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи и/или систему обязательного социального медстрахования. За это нарушение предусмотрена административная ответственность согласно статье 424 Кодекса «Об административных правонарушениях».
По каждому обращению со стороны пациентов о направлении на платные услуги экспертами фонда проводится внеплановый мониторинг организации. Если факт подтверждается, применяются штрафные санкции. Фонд защищает права пациентов и принципиален в вопросах неправомерного оказания медицинских услуг населению на платной основе.
Если у вас возникли вопросы, связанные с получением медицинской помощи, необходимо обратиться в Службу поддержки пациента в прикрепленной поликлинике. Если разрешить ситуацию на месте не удалось, можно подать обращение в фонд через каналы обратной связи: контакт-центр 1406, мобильное приложение «Qoldau 24/7», сайт:  www.fms.kz, Saqtandyry-bot в Telegram.
Нургуль АРИНОВА

® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель