Охота в режиме онлайн

Как не попасть в расставленные сети интернет-мошенников.
С началом 2021 года финансовые мошенники вновь стали активно рассылать электронные письма с заманчивыми предложениями и сомнительными ссылками, расставлять онлайн-ловушки, а также звонить гражданам, представляясь сотрудниками служб безопасности банков и иных финансовых организаций. Подобные атаки ведутся как со стороны доморощенных умельцев, так и из России и Украины. Сами понимаете, технический прогресс, развитие IT-технологий, наличие Всемирной паутины позволяют общаться не выходя из дома за сотни и тысячи километров друг от друга. Коль развиваются высокие технологии, то и мошенники становятся более продвинутые и используют их в своих темных целях. К тому же со временем появляется все больше способов обмануть доверчивых граждан. Однако причины, по которым их деньги достаются мошенникам, остаются практически неизменны: жадность, низкая финансовая грамотность, невнимательность и излишняя доверчивость. Хотя правило доверяй, но проверяй никто не отменял.

«За январь текущего года в области зарегистрировано 87 интернет-мошенничеств. Большинство преступлений носят трансграничный характер, жертва может находиться в одном регионе, а мошенник – в другом, иногда и в другой стране. Также необходимо отметить, что многие люди не обращаются в полицию из-за небольшого ущерба или еще не осознали того, что их обманули».
Начальник департамента полиции Актюбинской области Атыгай Арыстанов

Раскрыто только каждое пятое дело
Как рассказали в управлении криминальной полиции областного ДП, сегодня в Казахстане более распространенными видами являются мошенничество с использованием электронной почты и интернет-мошенничество, кража и злонамеренное использование личной информации, воровство финансовых данных или данных банковских карт.
Ввиду последних событий в мире из-за пандемии значительно возросло число подобных преступлений. Люди, сидя дома, заказывают товары через интернет, производят оплату с помощью платежных карт, не имея возможности удостовериться в наличии товара.
Только за 2020 год на территории Актюбинской области зарегистрировано свыше 500 уголовных дел по интернет-мошенничеству. Из этого числа раскрыто чуть более ста. То есть каждое пятое. Около 50 дел было передано в другие области для дальнейшего расследования, по остальным нераскрытым уголовным делам в настоящее время проводятся все необходимые оперативно-следственные мероприятия.
Конечно же, используется мобильная связь. Куда без нее? К номеру сотового телефона привязаны счета, аккаунты и многое другое.
– Практически во всех случаях мошенники звонят нашим гражданам с номеров казахстанских операторов мобильной связи. Они могут производить звонки откуда угодно, используя роуминг. Но на дисплее телефона человека высвечивается казахстанский номер.
Схем обмана очень много. Одна из самых распространенных – продажа или покупка товара через сайты OLX.kz, kolesa.kz, krisha.kz или satu.kz. Мошенники просматривают вышеуказанные сайты. Например, продается квартира. Злоумышленники под видом добропорядочных покупателей звонят продавцу, заверяют о готовности приобрести недвижимость. А далее начинает работать преступная схема, – рассказывает старший оперуполномоченный по особо важным делам управления криминальной полиции областного ДП Данияр Алимуханбет.
Оперативник обрисовывает схему. Да, говорят «покупатели», квартира очень понравилась, но есть маленькое «но»: мы находимся не в Актобе, а, скажем, в Атырау, Алматы, в общем, в Казахстане, но не в вашем городе. А квартирка-то хороша! И цена приемлема. Мы обязательно приедем, купим ее и будем жить поживать да добра наживать. Вы только объявление уберите с сайта, а то невзначай кто перекупит.
Продавец молвит, да как я уберу объявление, вдруг вы не купите? А те отвечают, дескать, мы вам хороший задаток прямо сейчас на карту перечислим. Вы нам только ее номер дайте.
Ничего не подозревающий продавец скидывает номер банковской карты. Далее мошенники якобы для перевода денег просят сообщить им смс-код, который приходит на телефон продавца. Ну, а далее, как говорится, пишите письма – злоумышленники, зная одноразовый пароль, получают доступ через интернет к личному кабинету, соответственно, и к счетам потерпевшего и переводят все денежные средства на подставные счета либо на электронные кошельки.
Граждане, когда приходит подобный четырехзначный пароль по смс, в этом же сообщении есть и предостережение – никому его не сообщать! Даже работникам банка. Сообщать незнакомцам пароль, что ключ от квартиры отдать, где деньги лежат. Даже хуже. Ключ хоть забрать обратно можно. А здесь: пиши – пропало. Даже не успеете карту заблокировать, как ваши денежки перекочуют в чужой карман. Если у вас спрашивают смс-пароль, то это однозначно мошенники.
– Очень много мошенников из России и Украины используют такую схему. Иногда они пользуются картами казахстанских банков, на которые переводят похищенные суммы, а далее перечисляют на счета или банковские карты в своих странах, затем обналичивают. Но в большинстве случаев деньги перечисляются сразу на банковские карты своих стран. Как правило, их за небольшую плату оформляют на бомжей.
После проведенных транзакций от банковской карты и sim-карты злоумышленники избавляются, что затрудняет следственно-розыскные мероприятия. Мошенников найти можно, но сложно, особенно если они находятся за пределами РК. Ведь место совершения преступления находится там, где были сняты деньги, – продолжает Данияр Алимуханбет.
Кстати, к этой категории обмана можно отнести и покупку товара. Когда покупатель, клюнув на низкую цену, «покупает» его, не удостоверившись в наличии. И далее происходит то же самое, что и при продаже.
Если вас просят перевести деньги на qiwi-кошелек – будьте уверены, это мошенники. Банковскую карту можно еще как-то отследить, а qiwi-кошелек практически нельзя. Это абонентский номер, который не проходит верификацию.

14 175  случаев интернет-мошенничества зарегистрировано в Казахстане в 2020 году, что почти вдвое больше, чем в 2019 году (7 739 случаев)

Поле чудес в стране дураков
Какое небо голубое!
Мы не сторонники разбоя.
На жадину не нужен нож:
ему покажешь медный грош –
и делай с ним что хошь.
(Из песни лисы Алисы и кота Базилио в фильме «Приключения Буратино»)

Слова к этой песне написал Булат Окуджава. И ведь довольно точно подметил поэт этот человеческий порок, на котором играли, играют и, к сожалению, будут играть мошенники. Сколько бы мы ни говорили, ни писали о финансовых пирамидах, а дело Мавроди живет и процветает. А вот какой лохотрон процветает сейчас в соцсетях!
– Есть еще такая схема, как раскрутка либо приумножение денежных средств. Тут злоумышленники создают фейковые аккаунты в Instagram с вымышленными клиентами и положительными отзывами, рекламируют некую компанию, которая, согласно рекламе, занимается раскруткой денег через инвестиции. Своим клиентам мошенники обещают приумножить вложенные средства в 10 раз. Пострадавшие скидывают на qiwi-кошельки от 30 до 100 тысяч тенге, надеясь, что в скором времени эта сумма будет увеличена. Либо обещают выигрыш в лотерею. После перевода денег мошенники связываются со своей жертвой и уверяют, что инвестиции принесли доход либо ставка сыграла. Чтобы получить прибыль, надо лишь заплатить комиссионные за перевод. Кстати, они сопоставимы с уже переведенной суммой. То есть еще перевести n-ое количество. Однако в итоге не получают ни выигрыша, ни своих вложенных денег, – резюмирует полицейский.

В трети случаев мошенники полностью называли правильные личные данные того, кому звонили.
Наиболее распространенными легендами были предложение кредита – 64%, необходимость подтвердить данные, такие, как пароль, номер банковской карты, пин-код, CVV-код – 59%, а также смс-уведомление о блокировке карты – 44%.

Мне тут брат в ваш ящик посылку отправил…
В последнее время получил распространение еще один вид мошенничества. К вам в соцсетях обращается ваш друг, родственник или знакомый с просьбой срочно занять ему денег. Дескать, завтра отдаст, к тому же с процентами. При этом высылает 16-значный номер карты, на которую необходимо деньги перевести. Вроде лицо вашего знакомого в профиле высвечивается. Да вот незадача. В WhatsApp почему-то другой номер, а, к примеру, в Instagram или на Facebook другой аккаунт. Ты спрашиваешь, а что случилось? Почему такие изменения в личных данных?
Конечно же, причина попросить у тебя денег будет веской. А почему все изменилось? Да номер мобильного другой, старый потерял (хотя номер в WhatsApp не привязан к sim-карте). А в соцсетях кто-то, дескать, аккаунт вскрыл. Чистейшей воды развод! Проверьте – перезвоните или спишитесь по старому адресу (аккаунту).
Кстати, а знаете, чем дальше завершится схема, по которой человека обманут? Мошенник даже не подумает этот перевод получать на свою карту. Представьте себе, стоите вы возле банкомата, снимаете свои честно заработанные деньги. А тут к вам подходит хорошо одетая дама или мужчина и с дрожью в голосе рассказывает, как оказалась (оказался) одна (один) в чужом городе, деньги кончились, банковскую карту дома забыла. Мол, все пропало, шеф! Выручай, а?! Можно на вашу карту родственник сейчас 20 или 30 тысяч тенге переведет? Как правило, суммы не очень большие, чтобы не спугнуть потенциальную жертву (отправителя перевода). Вам в этом случае достается роль посредника. Если мошенник с переведенных денег с барского плеча вам позволит оставить себе некую сумму, то вы уже соучастник. Все. Мошенник остался с деньгами, а вы, добропорядочный и сердобольный гражданин, останетесь в деле… уголовном. Мошенника вряд ли вы вспомните. А номер вашей карты останется в архиве транзакций, а лицо – в памяти видеофиксатора банкомата.

Согласно информации «Лаборатории Касперского», в казахстанском сегменте интернета было выявлено более 5 тысяч ресурсов, созданных мошенниками с целью выманить деньги пользователей

Не доверяй и проверяй!
По большому счету в 90% случаев жертва мошенника становится жертвой по своей вине. Конечно, мошенники – это еще те специалисты своего преступного промысла. Они хорошие психологи, знают слабые места человека, за какую ниточку потянуть и на что надавить. Но дать отпор сразу или поверить эфемерным обещаниям и уговорам, естественно, расставшись со своими кровными, это уже зависит от самого человека. Но для этого необходимо обладать финансовой и компьютерной грамотностью, ну и просто включать здравый смысл.
Как распознать уловки интернет-мошенников, «АВ» рассказали в Агентстве РК по развитию и регулированию финансового рынка.
– Уловок действительно много. Вот одна из самых распространенных. Мошенники обзванивают клиентов банков, зачастую представляясь сотрудниками служб безопасности или карточного отдела, предлагая участие в различных розыгрышах и лотереях, запугивая атаками на карт-счета или сообщая о возможности предоставления кредитных каникул и т.д. Телефонные мошенники обычно не дают гражданам времени на раздумья, действуют уверенно, четко и профессионально.
Здесь нужно запомнить главное: ни один банк не инициирует первым общение по таким вопросам. Если звонит человек, представляясь специалистом банка, и говорит, что возникли такие проблемы, это не специалист банка на все 100%. В регламентах банков четко прописано, чтобы по таким вопросам с клиентом не связываться. Что делает банк, если по карте возникли какие-то проблемы, непонятные операции? Счет замораживается, карта блокируется. Клиенту об этом сообщается посредством смс или через мобильное приложение. Тогда уже сам клиент инициирует общение с банком. Либо звонит на горячую линию в сall-центр, либо приходит в банк. Последнее предпочтительнее. Служба безопасности банка никогда клиентам не звонит, – поясняет главный специалист управления повышения финансовой грамотности Агентства РК по развитию и регулированию финансового рынка Дмитрий Акмаев.
По его словам, банк может звонить с рекламными предложениями. Вот на это мошенники часто делают упор. Например, предлагают оформить кредит под 5% годовых. Когда человек соглашается, мошенники начинают вытягивать из него личные данные.
– Если вы являетесь клиентом какого-то банка, у вас уже был первичный контакт, ваши данные в базе данных этого финансового учреждения уже есть, и никто не будет их еще раз запрашивать, – уверяет финансист.

Чтобы уберечь себя и свои деньги от финансовых мошенников, следует помнить простые правила безопасности:
• Никогда ни при каких обстоятельствах не сообщайте никому пароли, коды или иные конфиденциальные данные, используемые для подтверждения платежей (смс-пароли, трехзначные CVV-коды, пин-коды и др.).
• Никому не передавайте удостоверение личности или паспорт, не публикуйте в социальных сетях фотографии идентификационного документа и не рассылайте их третьим лицам посредством мессенджеров (Whats App, Telegram и другие).
• Не стоит проходить регистрацию на подозрительных интернет-ресурсах и передавать таким образом неизвестным лицам свои личные данные.
• Не переходите по сомнительным ссылкам в письмах по электронной почте и sms-сообщениях. Лучше их сразу удалите и заблокируйте отправителя.
• Нужно быть осторожными также на сайтах частных объявлений, где мошенники могут выступать не только в роли продавцов, но и покупателей. Необходимо обязательно обратить внимание на домен сайта. Адрес должен начинаться с https://, а не с http://.
• Если вы сомневаетесь, является ли сайт или страница организации фейковой, свяжитесь с этой организацией и уточните информацию, особенно, если вы собираетесь совершить платежи в системе интернет-банкинга. Позвоните в банк и уточните информацию.
• Не принимайте участие в сомнительных интернет-конкурсах и лотереях, в которых требуется дать персональную информацию.
• Если вы собираетесь совершить онлайн-покупку, убедитесь, что сайт действительно принадлежит интернет-магазину, и заведите отдельную карту, предназначенную только для покупок в интернете.
• Подключите сервис sms-уведомлений или Push-уведомлений к своим платежным картам, чтобы видеть все свои транзакции.
• Никогда не отключайте функцию 3D-Secure на своей платежной карте.
Информация сайта Fingramota.kz

Рекомендации Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка

Что необходимо сделать, если вы обнаружили, что средства с вашей платежной карты сняты без вашего ведома?

ШАГ 1

В первую очередь клиенту необходимо обратиться в банк по номеру на обороте платежной карты или позвонить в колл-центр банка, сообщив менеджеру о несанкционированном списании денег, и потребовать заблокировать платежную карту. В случае, если карта утеряна, владельцу необходимо незамедлительно оповестить об этом банк. Вы также можете самостоятельно заблокировать операции в интернете и платежную карту посредством мобильного приложения.

ШАГ 2

Обратитесь в банк с письменным заявлением о наличии мошеннической операции на счете или карте. Заявление можно направить на электронную почту банка, указанную на сайте, или отнести в отделение банка. Кредитная организация рассмотрит поступившее обращение от заемщика в соответствующие сроки. В заявлении необходимо указать все обстоятельства и несогласие с произведенной операцией. Сохраните экземпляр заявления для дальнейшего направления в уполномоченный орган.

ШАГ 3

Следом обратитесь с заявлением в правоохранительные органы. Ведь вопрос по расследованию дел, связанных с финансовым мошенничеством, находится в компетенции полиции.

ШАГ 4

Также необходимо направить обращение в департамент защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка. Заявления и обращения на действия субъектов финансового рынка можно направлять посредством электронного правительства или обратиться в Агентство.

Над Главной темой работал Владимир БУРЬЯНОВ

Фото Аймурата ДАРИБАЕВА

0
® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель